Литвек - электронная библиотека >> Рамакришна >> Религия и духовность: прочее >> Избранные места из Евангелия Шри Рамакришны

ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ ШРИ РАМАКРИШНЫ С КОММЕНТАРИЯМИ И ПОЯСНЕНИЯМИ



SELECTION FROM THE GOSPEL OF SRI RAMAKRISHNA ANNOTATED & EXPLAINED

SKYLIGHT PATHS Publishing

Woodstock, Vermont



Избранные места из Евангелия Шри Рамакришны. Иллюстрация № 1



ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО Эндрю Харвей

Если бы мне пришлось отправиться на необитаемый остров и до конца своих дней предаваться созерцанию, взяв с собой только одну книгу, или выбрать одну-единственную книгу, чтобы провести искателя духовной истины через все тайны и радости пути мистика, — в обоих случаях я избрал бы «Евангелие Шри Рамакришны», версию которого в издании «Скайлайт Иллюминейшн» вы сейчас держите в руках. Она была написана на бенгальском языке в начале XX века Махендранатхом Гуптой, директором школы из Калькутты, принявшим псевдоним «М». Эта книга — точный и проницательный, поражающий своей естественностью и искренностью обзор учения и некоторой части жизненного пути его любимого наставника Шри Рамакришны. Жизнь Шри Рамакришны (1836-1886), большая часть которой прошла в поселке при храме Кали на берегу Ганги, преобразила всю религиозную историю мира.

«Евангелие Шри Рамакришны» — это мистический эквивалент босуэлловской «Жизни доктора Джонсона», то есть не просто биография, а нечто гораздо большее. Это живое дыхание самой сущности человека, его пламенеющего присутствия, которое не в состоянии затмить ни время, ни культурные различия. Свами Никхилананда, чей английский перевод «Евангелия» увидел свет в 1942 году, считал эту книгу записью духовной истории мира из первых рук, изложенной Учителем, почитаемым равным Будде и Христу. Читать «Евангелие Шри Рамакришны» — значит, присоединиться к волшебному танцу великого мистика: танцу с Тем, Кто его вдохновлял, и, быть может, еще более таинственному и многообещающему танцу со своим собственным сокровенным Я в одном из его самых необузданных и плодотворных обличий. Никто уже не сможет остаться прежним, хотя бы раз открывшись всем своим существом маленькому смуглому человечку с короткой бородкой и всегда полуприкрытыми миндалевидными глазами, почтившему своими откровениями эти страницы.

С этим человеком, который изменил всю мою жизнь и чьим глубочайшим влиянием отмечен каждый шаг моего духовного пути, я впервые столкнулся в двадцать пять лет. Я до сих пор помню день, когда начал читать книгу М. Я сидел за столом в маленькой хижине в Пондишери (Южная Индия), любуясь солнечными бликами, сверкающими на поверхности воды. Я уже выпорхнул из клетки оксфордского братства и вновь блаженно пил из родников Индии, где протекло мое детство, приходя в себя после многих лет пустого умничания и эмоциональной безысходности. Всего две недели назад я пережил первые три из целого ряда глубоких мистических опытов, поколебавших все мои представления о реальности: я был глубоко потрясен и боялся потерять рассудок. И тогда один друг дал мне «Евангелие Шри Рамакришны». «В этой книге ты найдешь все, в чем когда-либо нуждался. Читая ее, ты не сходишь с ума, а, наоборот, исцеляешься от безумия»,— сказал он.

Я начал читать «Евангелие» около полудня; в семь вечера, когда благоухающая ночь опустилась на море, я все еще читал, не в силах сдвинуться с места, в состоянии странного спокойствия. Большая часть того, что я читал, конечно, оставалась вне моего понимания, но я уже осознал, что в лице Рамакришны встретил самого нежного и удивительного друга, чье восприятие жизни и мудрость отныне всегда смогут поддержать меня. Читая работы другого великого индийского мистика, Шри Ауробиндо, я уже начал опытным путем постигать совершенно для меня новый образ Бога как Матери. Теперь же, читая и переживая слова Рамакришны, я с трепетом наслаждения понимал, что вся моя жизнь с этого момента будет связана с Матерью, которую я встретил с его помощью и чей образ был отражен в нем самом. Кроме того, я осознал, что по мере того, как мой опыт постижения Матери углублялся, расширялось мое представление и о Рамакришне, о том, кем он являлся, что делал и все еще продолжает делать для человечества. Когда уже за полночь я отложил книгу, слишком усталый, чтобы продолжать чтение, я знал, что мир для меня изменился навсегда.

Девять лет спустя, перечитав «Евангелие Шри Рамакришны» бессчетное множество раз (и благодаря ему прикоснувшись к самой сути всех мистических традиций — открытию Бога в образе Матери), я, вдохновленный им, отправился в паломничество к местам, где жил Рамакришна, к храму Кали в Дакшинешваре, что в шести милях от Калькутты. Большую часть дня я просидел, купаясь в безмятежном сиянии его простого жилища неподалеку от Гаити, а потом сел на автобус назад в Калькутту. В автобусе я неожиданно впал в панику: у меня не было ни малейшего представления ни о том, где находится мой отель, ни о том, куда, собственно, направляется автобус. В грязном лабиринте огромного города я начал молиться Рамакришне. Пять минут спустя я услышал довольно высокий голос, произнесший на своеобразном английском с индийским акцентом: «Выходи сейчас». Я оглянулся: рядом со мной никого не было. Я вышел из автобуса: мой отель был в тридцати ярдах. Плача от изумления, я осознал, что этот маленький смуглый человечек только что говорил со мной, и, какая бы сумятица ни вторглась вновь в мою жизнь, теперь он всегда будет рядом, чтобы вести и направлять меня. Я привожу здесь этот случай, потому что, когда я рассказал о нем тем из моих друзей, которые с любовью относились к Рамакришне, они в ответ поведали мне собственные истории о его духовном присутствии и наставничестве. Рамакришна — такой же духовный учитель мирового масштаба, как Иисус, Руми или Будда, как и они, бессмертный и вечно пребывающий в мире горнем. Учитель, которого сердце принимает легко и радостно, как полноправного посланца Любви на земле. Вот уже двадцать пять лет я держу на своем рабочем столе фотографию Шри Рамакришны в состоянии погруженности в Божественное (ту самую, которая воспроизведена на стр. 21 этой книги). Каждый день я смотрю на него, чтобы напомнить себе, чем я могу стать, несмотря на все мои внутренние надломы и противоречия. В минуты особых затруднений я всегда находил в его присутствии необъяснимый мир и покой. В определенный момент пути вдруг начинаешь понимать, что все великие мистики, учителя и целители человечества — рядом с тобой и ждут за тонким, как лезвие кинжала, покровом света. Ждут встречи с тобой, чтобы поддержать тебя в стремлении помогать другим. Эта тайна — существование в нашем мире союза всех, любящих Господа, союза вне времени и смерти, — явилась для меня одним из