Литвек - электронная библиотека >> Майкл Суэнвик >> Научная Фантастика >> Койот и конец истории

Майкл Суэнвик «Койот и конец истории» Michael Swanwick «Coyote at the End of History» (2003)


КОЙОТ И ЗВЁЗДНЫЙ НАРОД


В те времена Койот бродил по всей Земле, и пришла ему однажды мысль посетить космопорт на Первой посадочной, которая тогда называлась Канзас-сити. Он был наслышан о Звёздном народе и захотел посмотреть на него собственными глазами.

Койот повидал много разных племён, но Звёздные не походили ни на кого. Высокие, стройные, златокожие. Два глаза, точно изумруды, а остальные, точно гранаты. Стоило Койоту встретиться с пришельцами, как он тут же решил сыграть с ними какую-нибудь шутку. Так уж он был устроен.

— Откуда вы? — спросил Койот.

— Наш дом в глубине Млечного пути, а твой?

— Я свой дом покинул, но не помню, насколько давно.

— Да?

— Теперь вот брожу по всему свету. Сам не знаю, куда меня занесёт.

Говоря всё это, Койот украдкой осматривался. Звёздный народ был сказочно богат и владел множеством восхитительных диковин.

— Какой прекрасный у вас корабль, — продолжал Койот. — Возможно, вы покажете мне, как построить собственный?

— О нет, нам нельзя.

— И оружие у вас хорошее. Я не прочь что-нибудь прикупить.

— Вас много, а нас горстка, — ответил Звёздный народ (давно это дело было). — Нет-нет, мы не продадим своё оружие!

Тогда Койот показал на котелок. Обычный чёрный котелок, но Койот чувствовал, что тот не так прост, как кажется.

— Что это?

— Просто рог изобилия. Кладём в него листики, веточки и прочую ерунду, а они превращаются в пищу.

Койот загорелся решимостью его заполучить. В те времена многие жили впроголодь, и он таких людей жалел. К тому же увидел способ разбогатеть.

— Что вы за него хотите? — спросил он.

— Нам бы немножко вашей земли, — отвечал Звёздный народ. — Место, где мы сможем построить подобие привычных городов.

— За этот котелок, я отдам вам самую большую ценность своего народа.

— О? Что же?

— Целый континент. Место, где возникла наша первая цивилизация. — Койот показал пришельцам книги, карты и прочие доказательства. — Мы называем его Атлантидой.

Итак, сделка состоялась.

Но когда Звёздный народ прилетел вступить во владение своим новым имуществом, выяснилось, что оно затонуло и ушло ко дну океана ещё в незапамятные времена, а то и вообще никогда не существовало. Рассердившись, Звёздные люди потребовали у Койота ответа.

— Ты нас надурил!

— Да, вы правы.

— Мошенник!

— Возможно.

— Ты лгал нам!

— Нет, я ведь пообещал отдать вам самое ценное, что есть у Земного народа. Разве никто вам не говорил, что мы ценим мечты превыше всего?

И, посмеиваясь, убежал.

Какое-то время Земля жила в великом изобилии. Впервые за всю историю миллиарды её обитателей наелись вдоволь. И всё благодаря Койоту.


КОЙОТ МЕНЯЕТ СВОЙ ПОЛ


Койоту вечно чего-нибудь не хватало. У очага он скучал по открытым просторам. На дороге тосковал о домашнем уюте. В хорошие времена беспокоился об инфляции. Если инфляция была низкой, жаловался на плохую окупаемость инвестиций. Однажды вечером, сидя в баре с красоткой на коленях, он сказал:

— Послушай, а с какой стати я должен покупать тебе выпивку? Ты мне никогда ничего не покупаешь. Женщине достаточно просто быть женщиной, и у неё уже весь мир в кармане. А мужчине какой прок с того, что он мужчина? Ровным счётом никакого.

— Быть женщиной не так просто, как тебе кажется, — ответила девушка.

Но Койот не прислушался. У Звёздного народа была машина, которая за несколько монет превращала мужчин в женщин и женщин в мужчин. Правда, меняла она их только снаружи: лица, тела и репродуктивные органы. Души оставались теми же. Он побежал прямиком к машине, и та превратила его в красивую женщину.

А потом — обратно в бар. Там Койот познакомился с мужчиной, они решили пожениться и жить вместе.

Как порешили, так и поступили.

Та девушка из бара верно сказала. Быть женщиной оказалось не так уж просто, но Койотиха привыкла. Койоты хорошо приспосабливаются. Она могла бы привыкнуть ко всему. Итак, Койотиха и Барсук много лет прожили бок о бок.

Однажды Койотиха пришла домой, а там — женщина. Барсук тоже сходил к машине и превратился в женщину.

— Это ещё что такое? — нахмурилась Койотиха.

— Ничего, просто Барсучиха. Теперь у тебя вместо мужа жена, вот и всё.

— И как нам теперь жить? Мы ведь обе женщины, — спросила Койотиха.

— Я тебе покажу.

Потом эти двое постоянно меняли пол. Иногда они были парой женщин, которые живут вместе. Иногда — парой мужчин. Иногда — один так, а второй этак. Койот и Барсук бегали к машине чуть ли не каждый день.

Глядя на них, другие Земные разозлились.

— Так жить неправильно, — сказали они. — Мы должны быть либо мужчиной, либо женщиной и никогда не менять пол!

Дом Барсука подожгли. Когда наша парочка выбежала, их забили дубинками до смерти. Так происходило повсеместно. Многие города пылали. Погибли миллионы, включая невинных, которые никогда не меняли свой пол вообще. Но Земной народ не знал, кто есть кто, так что убивали всех без разбора.

Когда волна погромов схлынула, Койот вернулся к жизни. Он собрал себя по молекулам, отряхнулся от пыли и пошагал прочь, довольно мурлыкая под нос. Видите ли, в те дни Койот ещё был хозяином положения, и весь мир принадлежал ему.


КОЙОТ И РОБОТ


Койот выпускал деньги, которые ничего не стоили. Сначала он делал их из бумаги, потом из электронов, и наконец — из цифр, которые только он понимал. Приходилось верить на слово, что у него есть, чем расплатиться, а заодно и в то, что он передаёт при покупке именно деньги.

Звёздный народ привык к честным сделкам, и не знал, чем ответить на жульнические проделки Койота. Он продавал им обещания, записанные на бумаге. Он продавал им доли в несуществующих трастах и трестах. Осуществлял за их счёт крупные проекты, но почему-то сам всегда преуспевал, а его инвесторы нет.

Наконец Звёздный народ решил построить робота, чтобы тот вместо них разобрался с Койотом. Снаружи он походил на обычного Земного, но внутри был Койотом номер два. Такой же коварный, бесчестный и хитроумный. Он никогда не говорил правды, если мог солгать.

В те времена ещё не изобрели думающие машины. Только люди умели думать. Так что Койот удивился, встретив механизм, такой же пронырливый, как он сам. И тут же решил над ним подшутить. Так уж он был устроен.

— У меня есть кое-какие фьючерсы, и я бы хотел вам их продать, — сообщил он.

— Ха, меня так просто не проведёшь! Я сам с радостью продам тебе все свои фьючерсы. Бери сколько хочешь.

— Возможно, вы бы хотели купить мост?

— У