Литвек - электронная библиотека >> Данил Аркадьевич Корецкий и др. >> Криминальный детектив и др. >> Антология советского детектива-42. Компиляция. Книги 1-20 >> страница 1574
поведение. Другие успокаивали себя тем, что «всему одна цена — что подписал, что не подписал; ведь Горбатов тоже получил пятнадцать плюс пять». А были и такие, что просто мне не верили…»

«…Моим соседом по нарам был в колымском лагере один крупный когда-то работник железнодорожного транспорта, даже хвалившийся тем, что оклеветал около трехсот человек. Он повторял то, что мне уже случалось слышать в московской тюрьме: «Чем больше, тем лучше — скорее все разъяснится». Кроме того, в массовых арестах он видел какую-то «историческую закономерность», приводил примеры из времен Ивана Грозного и Петра Первого… Хотя я не скрывал крайнего нерасположения к этому теоретизирующему клеветнику, тот почему-то всегда старался завести со мной разговор. Меня это сначала злило; потом я стал думать, что он ищет в разговорах успокоения своей совести. Но однажды, будучи выведенным из терпения, сказал ему:

— Ты и тебе подобные так сильно запутали клубок, что распутать его будет трудно. Однако распутают!.. Если бы я оказался на твоем месте, давно бы повесился…

На следующее утро его нашли повесившимся. Несмотря на мою большую к нему неприязнь, я долго и болезненно переживал эту смерть».

(обратно)

36

Фитин П. М. (1907–1971) — руководитель 5-го отдела ГУГБ НКВД (внешней разведки) во время войны.

Несмотря на молодость П. М. Фитина, которому к моменту назначения на руководящий пост исполнилось всего тридцать один год, выбор начальника разведки органов государственной безопасности оказался правильным. Возглавляя внешнюю разведку в годы войны, комиссар госбезопасности 3-го ранга Фитин сделал все зависящее от него для того, чтобы обеспечить политическое руководство страны достоверной политической информацией о стратегических замыслах германского командования, сведениями о перспективах открытия «второго фронта» в Европе, документальными материалами о планах союзников СССР по антигитлеровской коалиции в послевоенный период. Важный вклад принадлежит П. М. Фитину в овладение Советским Союзом секретами ядерного оружия.

В конце июня 1946 года по распоряжению Берии генерал-лейтенант Фитин был освобожден от занимаемой должности. Лишь после ареста и суда над Берией и его подручными в 1953 году П. М. Фитину удалось устроиться директором фотокомбината Союза советских обществ дружбы, где он работал до конца жизни.

(обратно)

37

Накануне войны, 3.02.1941 НКВД СССР был разделён на два самостоятельных органа: НКВД СССР (нарком — Л. П. Берия) и Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ) (нарком — В. Н. Меркулов). В НКГБ вошло и управление контрразведки во главе с П. В. Федотовым. В составе нового ведомства не оказалось особых отделов (ОО), то есть военной контрразведки, которые подчинили наркоматам обороны и военно-морского флота (третьи управления НКО и НКВМФ). В НКВД СССР от бывшего ГУГБ остался лишь 3-й отдел, в задачу которого входило контрразведывательное обеспечение пограничных и внутренних войск. Координация деятельности разрозненных ветвей системы спецслужб возлагалась на созданный для этого Центральный совет.

17.06.1941 г. был воссоздан единый Народный комиссариат внутренних дел. Военную контрразведку возглавило Управление особых отделов (УОО) НКВД во главе с В. С. Абакумовым.

(обратно)

38

Судоплатов П. А. (1907–1996) — генерал-лейтенант госбезопасности, с 1941 по 1945 г. начальник Особой группы при наркоме НКВД—НКГБ СССР, выдающийся организатор тайных разведывательно-диверсионных операций. В условиях жесточайшего полицейского режима на временно оккупированных фашистами советских территориях Судоплатову и его подчиненным удалось подготовить и провести сотни не имеющих аналогов разведывательных и диверсионных операций. В 1953 г. по личному указанию Хрущева был арестован и 15 лет провел в тюрьмах. Полностью реабилитирован в 1998 г.

(обратно)

39

Старчак И. Г. — командир разведывательного десантного отряда численностью примерно четыреста человек. Первый бой десантники приняли 5 октября под Юхновым. Четыре дня они сдерживали моторизованную колонну немцев, пока к ним на помощь не пришли подольские курсанты.

(обратно)

40

Под Сталинградом в последние недели перед капитуляцией возобладала чья-то идея, что томные танго психологически добьют измучившихся немецких солдат, и советские радиоустановки устроили своего рода «Латинскую Америку» с ее ритмами. Вместо объявления следующего танго звучало приглашение сдаться. Либо услышать танго в последний раз. И так 24 часа в сутки.

(обратно)

41

Штаб-квартира абвера в Берлине.

(обратно)

42

Хиви (нем. Hilfswilliger) — добровольные помощники вермахта, набиравшиеся из местного населения на оккупированных территориях СССР и военнопленных. Первоначально они служили в вспомогательных частях водителями, санитарами, саперами, поварами и т. п. После того, как потери вермахта начали расти, хиви стали привлекать к непосредственному участию в боевых действиях и операциях против партизан и местного населения.

(обратно)

43

Абвер-3 — подразделение абвера, занимавшееся контрразведкой в вооруженных силах.

(обратно)

44

Управление «С» или Четвертое управление при наркоме внутренних дел СССР, образованное с началом войны и возглавленной П. А. Судоплатовым. В обязанности управления входила организация тайных разведывательно-диверсионных операций в тылу врага. Одна из наиболее мощных и эффективных спецслужб, когда либо существовавших в России.

(обратно)

45

Отдел 1с — штабной отдел, отвечавший за разведывательную работу в войсках.

(обратно)

46

Воля выстоять должна овладеть каждым воинским подразделением…

…не может быть вопроса об отступлении. Только в некоторых местах имеют место глубокие проникновения противника. Создавать оборонительные позиции в тылу — фантазия. Фронт страдает только от одного: у противника больше солдат. У него не больше артиллерийских орудий. Он воюет гораздо хуже, чем мы…

(обратно)

47

Рычагов Павел Васильевич(1911–1941) — летчик-истребитель. В армии с 1928. С октября 1936 по февраль 1937 под псевдонимом Пабло Паленкар участвовал в боевых действиях в Испании. В ноябре 1937 направлен в Китай, где под его руководством была разгромлена база японских ВВС на Тайване, что вызвал шоковое состояние у японцев. В течение целого месяца оттуда не взлетали самолеты.

С июня 1940 заместитель начальника, с августа — начальник Главного управления ВВС РККА (29 летний