Литвек - электронная библиотека >> Семен Александрович Гонионский >> История Америки и др. >> История панамской "революции"

ПРЕДИСЛОВИЕ

3 ноября 1903 г. американские империалисты под видом «революции» организовали в колумбийском департаменте Панама мятеж и провозгласили Панамскую республику. Так появилось двадцатое государство Латинской Америки. За прошедшие пятьдесят пять лет написано несколько сотен книг, посвященных панамскому вопросу. Подавляющее большинство буржуазных авторов этих книг, и в первую очередь американских, фальсифицируют историю. Искажая исторические факты, попирая неопровержимые данные, выдумывая несуществующие ситуации, они пытаются оправдать агрессивную политику США в Латинской Америке.

Для лучшего понимания событий 1903 года в книге дается краткий обзор колумбийско-американских отношений в XIX веке, показывающий, что США неоднократно вмешивались во внутренние дела Колумбии. Многие буржуазные историки пытаются изобразить эти отношения в свете доброго соседства, между тем факты свидетельствуют о том, что они были очень напряженными и неоднократно сопровождались высылкой из Колумбии американских дипломатов.

Десятки книг посвящены разбору достоинств и недостатков вариантов строительства канала через Панаму и Никарагуа. В них доказывается, что борьба за выбор маршрута шла десятилетиями. На деле так называемая «борьба маршрутов» нужна была американским империалистам для того, чтобы скрыть свои истинные планы — планы захвата Панамы.

Отказ колумбийского конгресса ратифицировать грабительский договор Хэя—Эррана, навязанный США в 1903 году, объясняется всей американской историографией как стремление колумбийского правительства выторговать у США побольше денег за предоставление концессии на строительство Панамского канала. Это одна из крупнейших и вреднейших фальсификаций в истории. Истинные причины отказа конгресса Колумбии ратифицировать договор 1903 года состояли в том, что колумбийский народ был возмущен наглыми требованиями США и заставил своих законодателей выполнить волю страны. Гнев народа и высокий патриотизм передовых людей Колумбии, а не стремление к наживе послужили причиной отказа ратифицировать договор Хэя—Эррана.

Большая часть буржуазных историков трактуют панамскую «революцию» как народное восстание жителей Панамского перешейка против Колумбии за свое освобождение. В действительности панамская «революция» была организована и осуществлена США и явилась грубым нарушением суверенитета Колумбии.

Несомненный интерес представляет также исследование вопроса о содержании и интерпретации договора, заключенного между США и Панамой 18 ноября 1903 г., основные положения которого действуют и в настоящее время.

По этому колонизаторскому договору Панама разрешила Соединенным Штатам в так называемой зоне канала — полосе земли шириной в 16 км, проходящей через всю территорию Панамы, строить и затем эксплуатировать межокеанский канал. С тех пор американские государственные деятели и юристы пытаются доказать, что США являются сувереном в зоне Панамского канала. Но в действительности территория зоны Панамского канала не была передана Соединенным Штатам. В этом договоре нет ни одного слова о передаче территории; в нем не говорится также о передаче суверенитета над зоной канала Соединенным Штатам. В договоре сказано, что Соединенные Штаты будут осуществлять предоставленные им права и функции «так, как если бы они являлись сувереном территории», то есть речь идет о предоставлении Панамой лишь определенных прав Соединенным Штатам для определенных целей.

Панамский канал — одно из величайших сооружений — построен не в целях укрепления и развития народного хозяйства Латинской Америки, а в целях ее дальнейшего 4 закабаления. Видный панамский журналист и общественный деятель Хорхе Турнер в книге «Панама, иллюзия и действительность», изданной в 1954 году, пишет: «Панамский канал, мечта многих поколений, превратился под иностранным господством, конкретно под господством Соединенных Штатов, в инструмент угнетения, грабежа и войны против всех народов мира и против народа Панамы в первую очередь. То, что должно было стать светлым путем, стало раной, кровоточащей в сердце Панамы. Соединенные Штаты распоряжаются собственностью и использованием канала в такой форме, что было бы правильнее заменить благородный девиз на панамском гербе: «На благо мира» другим: «На благо янки».[1]

История отношений между США и Панамой, является разительным примером политического, военного и экономического вмешательства США во внутренние дела Панамы. «Революция» в Панаме и захват зоны Панамского канала Соединенными Штатами — одна из самых мрачных страниц в истории империалистического проникновения в Латинскую Америку.

Основываясь на конкретных исторических фактах захвата зоны Панамского канала, автор преследует цель показать колонизаторскую сущность политики Соединенных Штатов в отношении стран Латинской Америки.

ИСТОРИЯ КОЛУМБИЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ в XIX веке

В результате национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против испанского колониального гнета образовались самостоятельные национальные государства. В 1816 году была провозглашена независимость Аргентины, полностью освободившей свою территорию от испанских войск. В 1818 году добились своей независимости Чили, а год спустя Новая Гранада, Венесуэла и Эквадор образовали независимую Великую Колумбию. В июне 1821 года под ударами освободительной армии пал последний центр политического влияния Испании в Южной Америке — Лима. Армия Боливара[2] в битве при Карабобо (июнь 1821 г.) обеспечила независимость Великой Колумбии.

В 1821 году испанские армии в Америке были поставлены перед катастрофой. Испания, где буржуазная революция 1820 года сорвала кадисскую экспедицию в Латинскую Америку, вынуждена была заключить с молодыми латиноамериканскими государствами перемирия (Кордовский договор, перемирие Морильо — Боливара, перемирие с Аргентиной), признавая их фактическую независимость.

Больше того, уполномоченные Боливара были официально приняты в июне 1821 года испанским правительством, с которым они вели переговоры о мире. На заседании правительственного совета Испании бывший главнокомандующий испанской армией в Латинской Америке генерал Морильо прямо заявил, что Латинскую Америку уже нельзя завоевать.

В Европе окончательно складывается убеждение в том, что латиноамериканские государства сохранят свою независимость. В конце 1821 года представитель Колумбии в Париже Сеа сообщал Боливару: «Вся Европа выступает на нашей стороне»[3]. В самом деле, уже 16 апреля 1821 г.