Литвек - электронная библиотека >> Юрий Михайлович Батурин и др. >> Интернет и др. >> Право и политика в компьютерном круге >> страница 2
сфотографировать его документы; «AF03» — необходимость сделать то же самое в отношении сопровождающих его лиц; «AF04» — незаметно предупредить таможню для того, чтобы его там обыскали, и т. д. — всего более двадцати индексов.

Фантастика? Нет, вчерашний день.

Лазерным лучом на прямоугольник из слоистой пластмассы переносится фотография, а затем и личная подпись того, кто на фотографии изображен. Теперь изображение составляет как бы единое целое с пластиковым листком — примерно таким способом наносят сейчас сложные рисунки на банковские билеты. Но здесь речь идет не об ассигнациях. В самом деле, где это видано, чтобы на казначейских билетах, помимо подписи министра финансов, помещалась и его фотография? Тогда что же так оберегают от подделки? Впрочем, это еще не все. Если кто-нибудь попробует надрезать пластиковый листок, тот моментально темнеет из-за реакции особого вещества с кислородом воздуха4.

Столь сложные меры предосторожности для предотвращения подлога предприняты ради двух строчек цифр и букв, форма и размеры которых согласованы с Интерполом. Эти две строчки — оптический код для автоматического считывания ЭВМ через посредство специальной приставки. А вставляется пластиковый листок в качестве второй страницы в единый европейский паспорт, вводимый с 1985 г. в странах Европейского сообщества.

В некоторых государствах — членах Сообщества разгорелись политические дебаты между сторонниками и противниками автоматического считывания данных с паспорта. В результате, например, было решено, что европейский паспорт будет иметь в ФРГ хождение лишь тогда, когда решатся все спорные вопросы. Впрочем, на деле это лишь политическое манерничание, ибо компьютерные картотеки давно уже стали привычной деталью жизни в ФРГ. Что уж там говорить, если на всех пассажиров, ехавших в поезде, в котором арестовывают террориста, центральной ЭВМ Федерального ведомства по уголовным делам в Висбадене заводится электронное досье. Не более как кокетство и заявление о том, что Великобритания не может поместить пресловутую пластиковую страницу в начале, но только лишь в конце документа.

В ФРГ «кодирование» личности вызывает особенно неприятные ассоциации у людей прогрессивных убеждений. «Однажды Германия уже практиковала нумерацию людей: вспомним Освенцим! Как же быть с теми, кто и сегодня еще носит на себе эти вытатуированные освенцимские номера? Может быть, господин федеральный министр внутренних дел хотя бы избавит от закодированного удостоверения личности, потому что их и без того легко опознать?! — с горечью задает вопрос гамбургский журнал „Штерн”. — И если чувство элементарного стыда не удерживает этих политических деятелей от того, чтобы после татуировок Освенцима вновь пытаться подвергнуть „нумерации” своих „подданных”, то пусть они хотя бы почитают конституцию, чтобы понять: „закодировать” человека — значит нарушить его права и попрать его достоинство»5.

Личный номер используется в качестве идентификатора во многих областях повседневной жизни — в системах здравоохранения, сбора налогов, сдачи и найма жилья, в банковских операциях и т. д. Однако получить фальшивую идентификационную карточку в принципе не столь уж трудно. Журналист Р. Фарр описывает курьезный случай, когда он шутки ради попытался в Лондоне получить и получил со своей фотографией и подписью удостоверение личности следующего содержания:

Имя: И. Христос.

Адрес: Соединенное королевство, Райские кущи, Ворота Святого Петра, 1.

Род занятий: Суперзвезда.

«Чиновник выдал такой документ не моргнув глазом, — пишет Р. Фарр. — Я никогда не использовал это удостоверение, разве что в разговоре, как пример забавной ситуации. Но однажды я случайно предъявил его в универмаге вместо расчетной банковской карточки. Клерк мельком взглянул на фотографию и принял мой чек»6.

При тех мерах предосторожности, которые применяются при изготовлении и выдаче европаспортов, подделка их, разумеется, затруднена7. Хотя всегда остается возможность воспользоваться при минимальном внешнем сходстве чужим, «не поддающимся подделке» документом. К тому же, как предсказывает один депутат бундестага от партии «зеленых», недалек тот день, когда научатся подделывать и «пеподделываемые» удостоверения. Но главное в том, насколько увеличивается „прозрачность личности”. Полицейскому, взявшему в руки европаспорт, достаточно будет лишь ввести полосу с кодом в электронно-оптическое устройство считывания, подключенное к терминалу ЭВМ, и через две секунды он получит из компьютерного досье инструкцию относительно владельца паспорта. Вместе с подобными удостоверениями возникает и «возможность использовать их для осуществления тотального контроля, — предупреждает „Штерн”. — С технической точки зрения не представляет никаких сложностей заложить в электронный мозг все то, что государство знает о нас, считает, что знает или должно знать: был ли человек судим, за что и сколько раз; участвовал ли он в демонстрациях и чем при этом обратил на себя внимание; считается ли он лояльным или „врагом конституции”; является ли членом компартии или только поддерживает ее; участвует ли в движении за мир; страдает ли какой-либо наследственной болезнью; находится ли на государственной службе и подвергался ли „запрету на профессию”; часто ли менял работу; не безработный ли он; какого он вероисповедания… »8.

Во Франции Комиссия по информатике и свободам еще в 1980 г. вынудила министерство внутренних дел отказаться от проекта введения национального удостоверения личности с оптической кодовой полосой. В 1981 г. Франция заявила, что она не воспользуется предоставленной ей возможностью включить в выдаваемые ее гражданам европаспорта страницу с кодовой полосой. Это заявление тем не менее не представляло особенного препятствия для процесса компьютеризации французских тайных карточек и досье. И уж, конечно, Франция не может остаться в стороне от развития средств информатики полицейскими и секретными службами стран Сообщества.

Дело в том, что европаспорт оказывается связанным с установлением так называемой «европейской юридической зоны»9. Ее создание предусматривает объединение полицейских систем и карательного аппарата стран Сообщества. Предполагается унифицировать и законы, ограничивающие, как известный «запрет на профессии», демократические права граждан. Показательно, что стандартизация форм и размеров знаков кодовой полосы европаспорта проводилась в рамках Интерпола.

Последнее обстоятельство вновь заставляет вспомнить