ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Фредрик Бакман - Тревожные люди - читать в ЛитвекБестселлер - Клаус Бернхардт - Паника. Как знания о работе мозга помогут навсегда победить страх и панические атаки - читать в ЛитвекБестселлер - Тара Конклин - Последний романтик - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Александр Петрович Казанцев >> Научная Фантастика >> Собрание сочинений в трех томах. Том 1. Фаэты. >> страница 2
Кон-Тики! На заседаниях мы выдвигаем и свои гипотезы...». Автор может гордиться как ролью своих героев, так и тем , что его книги выводят читателей на путь исканий, создания гипотез.

Прежде чем обратиться к другим романам, помещенным в данном собрании сочинений, стоит вспомнить некоторые биографические вехи жизни и творчества писателя.

Родился Александр Петрович Казанцев в 1906 году в Акмолинске, нынешнем Целинограде. В 1930 году он закончил Томский технологический институт и начал инженерную деятельность сразу главным механиком Белорецкого металлургического завода на Урале.

С той поры постоянно сопутствует Казанцеву жар изобретательства. Он проявился в идее создания межконтинентального электрического орудия, которая заинтересовала С. Орджоникидзе и М. Тухачевского. Молодому инженеру предоставили лабораторию под Москвой, где он сотрудничал с виднейшими учеными нашей страны: с академиками А. Ф. Иоффе, В. Ф. Миткевичем, А. Г. Иосифьяном. В 1939 году Казанцева посылают работать в США на Международную выставку, о которой он пишет очерк «Мир будущего» . Публикация его в журнале «Новый мир» в том же году знаменует начало литературного пути писателя.

Тогда же «Пионерская правда» начала печатать и его первый научно-фантастический роман «Пылающий остров», в основу которого был положен киносценарий «Аренида» (1935), удостоенный высшей премии Всесоюзного конкурса научно — фантастических сценариев. «Пылающий остров», завершающий это собрание сочинений, стал классическим произведением советской фантастики и сохранил актуальность по сей день, будучи многократно издан у нас и за рубежом, напечатан даже в ряде номеров французской газеты «Юманите».

Острейший вопрос современности — вопрос о мире во всем мире — звучит в романе постоянным призывом к бдительности прогрессивных сил всего человечества. Памфлетные черты в изображении врагов мира, нарочитая плакатность их фигур оправданы спецификой авторского замысла. «Эта книга — памфлет, — писал Казанцев, — он вроде... увеличительного стекла. Все в нем немножко не по-настоящему, чуть увеличено: и лысая голова, и шрам на лице, и атлетические плечи, и преступления перед миром, и подвиг... Но через такое стекло отчетливо виден мир, разделенный на две части, видны и стремления людей, и заблуждения ученых».

Более двадцати раз возвращался автор к переработке своего произведения, редактируя его заново, чтобы усилить художественное воздействие, углубить образы героев романа. Не случайно в его переиздании 1987 года стоит целая цепочка дат написания: 1935-1941-1955-1975 годы, что присуще и другим книгам Казанцева, свидетельствуя о требовательности писателя к своему труду.

Примечательно мнение о «Пылающем острове» видного ученого, члена комиссии по метеоритам Сибирского отделения Академии наук СССР В. Журавлева. Прочитав последнее издание романа, работу над которым автор начал более полувека тому назад, он написал : «Это удивительное произведение не стареет, хотя и несет печать того времени, когда оно создавалось. Но еще больше в нем намеков и предвидений, которые можно оценить только сейчас. Главная идея о возможности гибели атмосферы Земли из-за недальновидности использования достижений науки звучит сейчас не как фантастика, а как злоба дня. И зловещий голос: «Люди мира, человечество скоро начнет задыхаться» — заставляет задуматься: что же сейчас самое главное, самое актуальное в науке, какие цели должно ставить перед собой общество. Аналогия с озонной дырой, со смогом над индустриальными центрами выглядит слишком близкой.

Сверхсильные магнитные поля как оружие защиты и нападения ассоциируются с последними открытиями в области сверхпроводимости, со сверхаккумуляторами энергии, а «радий-дельта» — со сплавом редкоземельных металлов, находкой на реке Вашке...»

Посл е «Пылающего острова» Казанцев, у которого импульсом творчества часто являются важные события жизни страны, увлекается новым замыслом. Фантазию писателя пробуждает перелет через Северный полюс из СССР в Америку, совершенный В. П. Чкаловым с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым, а чуть позже — экипажем М. М. Громова. Казанцев создает новаторский роман-мечту «Арктический мост», где воздушная трасса преображается в подводную, в плавающий туннель, по которому мчатся электрические поезда, соединяя континенты и народы. Автора занимает история возникновения проекта грандиозного сооружения, задуманного советским изобретателем Андреем Корневым, а также идея строительства туннеля, с которым связаны судьбы героев произведения — талантливого американского инженера Герберта Кандербля, сенатора — коммуниста Майкла Никсона, конструктора Анны Седых, инженера Сурена Авакяна и многих других . В 1985 году роман был переиздан под названием «Мост дружбы» , символизирующим стремление советского и американского народов к возведению «мостов».

В напряженную, богатую приключениями фабулу произведения включено немало описаний изобретений, причем особенно интересна принципиально новая идея запуска космического корабля без нарушения слоя озона, столь необходимого для жизни на Земле. Осуществимо ли это, как и использование туннеля для разгона космолета к полету на Марс, о чем тоже говорится в романе, покажет будущее, а писатель — фантаст в праве предложить свое, пусть гипотетическое, решение.

«Арктический мост» был написан в 1939 году, а издан лишь после Великой Отечественной войны, прервавшей занятия автора литературой. «Рядовым необученным» начал Казанцев свой ратный путь, завершив его полковником. Он создал научно-исследовательский институт, которому в шутку присвоили имя Жюля Верна, ибо для работы в нем были привлечены фантасты: Ю. Долгушин, В. Охотников, К. Андреев, Г. Бабат. Своими изобретениями они приближали победу. Генерал-полковник А. Ф. Хренов вспоминал в мемуарах, как успешно военинженер Казанцев применял в боевых условиях изобретенные им против танков сухопутные торпеды.

Пройдя всю войну, Казанцев завершил ее уполномоченным ГКО СССР при 26-й армии и был награжден двумя боевыми орденами, а также медалями. Впоследствии он получил за писательскую деятельность три ордена и пять литературных премий, включая международные.

В первые послевоенные годы Казанцев создал роман «Мол Северный». В нем , мечтая о круглогодичной северной навигации, писатель мысленно строит изо льда огромный, длиной в 4000 километров, мол, отгораживая прибрежную полосу воды. Этот фантастический проект ученые-океанологи подвергли серьезной критике, приняв тем самым фантастику за реальность. Тогда, отстаивая свое право на художественный вымысел, автор