Литвек - электронная библиотека >> Говард Мерфет >> Эзотерика, мистицизм, оккультизм и др. >> Саи Баба - чудотворец >> страница 2
называемым чудесам, прошлым и нынешним, современное общественное мнение, можно сказать, распадается на три категории. Имеются люди (возможно, составляющие большинство в западном мире), утверждающие, что чудеса суть чистая выдумка, не имеющая основания в фактах. Есть также люди, принимающие чудо как вполне очевидный факт и пришедшие к этому убеждению вследствие личного опыта или по какой-либо иной веской причине. И, наконец, имеются люди (чье число быстро растет), чей ум остается открытым для убеждения. Они чувствуют, что явления, лежащие за пределами рационального объяснения, не остаются непременно за пределами возможного. Они чувствуют в самом деле рациональность самой идеи, что не все силы и законы вселенной изложены в учебниках по современной науке.

Но, признавая теоретически возможность чудесного, люди этого третьего класса не убеждены, что чудеса в самом деле имеют место. Прежде, чем признать любое явление как чудесное, они нуждаются в достаточных свидетельствах, предпочтительно свидетельствах собственных пяти органов чувств и даже более того — во внутреннем интуитивном убеждении, сопровождающем зрение, осязание, слух и вкус. Я принадлежал к третьей категории, прежде чем встретил человека по имени Сатья Саи Баба.

Мои занятия парапсихологией и изучение ее прогресса в течение последнего столетия убедили меня, что многие из чудес в самом деле неуклонно пересекают границу территории почтенных научных фактов. Телепатия, ясновидение и предчувствование являются ныне твердо установленными феноменами лабораторий, хотя до сих пор им не найдено удовлетворительного научного объяснения или гипотезы. Более того, имеются серьезные свидетельства реальности телекинеза, способности человека передвигать предметы усилием ума и воли.

Когда такие феномены, как способность читать чужие мысли, видеть сквозь стены, предсказывать будущие события или усилием воли вызывать движение физических объектов, устанавливаются вне всякого разумного сомнения посредством эксперимента и статистического анализа, мы обретаем научное основание тому, что принято называть «магией».

И это то, в чем нуждается нынче большинство людей, не старинное теологическое объяснение, но доводы, приемлемые для нового научного мировоззрения, невзирая даже на то, что многие ортодоксальные ученые отворачиваются от этих фактов. Во все времена бывали упорные догматики, предпочитавшие привычный комфорт своих верований или теорий новым фактам, новым свидетельствам, новой мысли. Во всех классах общества мы находили эту инерцию, цепляющуюся за безопасный статус кво, во избежание усилий и риска, сопровождающих безостановочный поиск истины.

Но если «чудесное» в самом деле имеет место, как оно действует? Способны ли мы узнать или открыть что-либо относительно средств и механизмов, посредством которых совершается так называемое чудо? Может ли ядерный физик объяснить ученику начальной школы, как посылают ракету на Луну? Он может предложить некоторые намеки и упрощенное объяснение, но прежде, чем ученик сможет действительно понять законы и механизмы ядерной физики, ему придется развить свои умственные способности и пройти шаг за шагом долгий путь обучения.

Развитие и обучение, требующиеся школьнику, чтобы стать ядерным физиком, относятся в основном к интеллекту, умению сосредоточиваться и упорству. С другой стороны, то, что нужно обычному человеку, чтобы приобрести некоторую способность к совершению чудес, принадлежит в первую очередь к сфере характера, развития души и духа. В процессе обучения йоге, которое является фактически школой духовного развития, чудесные способности (сиддхи) начинают являться сами по себе, как указывает Патанджали в «Йога сутрах». Многие великие учителя учили тому же разными способами. Саи Баба из Ширди, например, говорил своим последователям, что в процессе концентрации на своем Гуру — или Боге в любой форме — человек становится, если делает это добросовестно, более спокоен и умиротворен, и во многих случаях неожиданно обретает дремлющую в нем способность читать чужие мысли или становится ясновидцем.

Но как насчет жрецов вуду в Африке, шаманов сибирских племен, колдунов-лекарей примитивных народов? Большинство из них далеки от высот духа. Действительно, магические силы часто употребляются ими в целях мести, личной выгоды, убийства и других нераскрываемых преступлений.

Это приводит нас к вопросу о различных уровнях магии — от высокой трансцендентальной белой магии через последовательные оттенки серой к черной магии, или колдовству. Многие типы чудес совершаются благодаря сотрудничеству существ, принадлежащих иным планам бытия: как духов природы, стихиалей духов, людей в промежутках между инкарнациями и девов, т. е. ангелических существ. Это убеждение разделяется практически всеми магами, высшими и низшими, кто только высказывался по этому вопросу. Полковник X.С.Олкотт, президент-основатель Теософического общества, замечает, что члены последней великой школы теургии в древней Александрии «верили в духов стихий, коих они вызывали и контролировали».

Вызывание и распоряжение различными классами существ иных планов всегда требует секретного знания. Последнее включает не только тантру, мантру и янтру — должный ритуал, должные слова и должные геометрические фигуры — но определенным образом развитую самодисциплину и более всего — силу воли.

Чем более развита воля, тем менее требуется помощь ритуала. На «Страницах старого дневника» полковник Олкотт, проведший много лет в тесном содружестве с Блаватской, описывает многочисленные чудесные явления, происходившие в ее присутствии. Некоторые из них, как она объясняла, совершались с помощью духов стихий. Последние, по-видимому, вполне подчинялись ее воле без всякого использования ритуала, мантр и янтр.

Люди на низших ступенях духовной эволюции способны, очевидно, использовать существа иных планов бытия, взаимопроникающихся с земным. Но так как подобное привлекает подобное, колдуны со злыми мотивами привлекают для своих задач злых агентов.

При определенных условиях такая магия низшего уровня оказывается вполне действенной силой, но она ограничена и чревата опасностью для чародея. Он всегда должен быть настороже, иначе его оружие сработает как бумеранг и уничтожит его. Это только одна из опасностей, сопряженных с черной или левой магией.

Прибегающие к серой или промежуточной магии привлекают помощников несколько лучшего типа. Мотивы таких магов не преступны. Они не стремятся к убийству, власти и разрушению. Однако, как и у среднего человека современного мира, их