Литвек - электронная библиотека >> Александр Вавилов >> Классическая проза и др. >> Каренин vs Корлеоне >> страница 2
ментальность по-разному отразилась на поступках Каренина и Корлеоне, что по моему глубокому мнению найдёт отражение в наших с вами рассуждениях в последующем. Так в этом ведь и смысл: понять мотивы поступков наших героев через призму влияния окружающего мира.

Второй немаловажный фактор, объединяющий наших героев – это их религия. Оба были консервативными христианами, почитающими глубокую веру своего народа как нечто беспрекословно неоспоримое. Они оба уважали духовные традиции и готовы были смело умереть за свои убеждения, сохраняя традиционный уклад семейного очага. И опять я вынужден обратить внимание на тонкости католической и православной веры, которые опять-таки по моему глубокому убеждению сыграли свою роль на решениях наших героев. Но об этом чуть позже.

Третий и самый важный момент, на который я бы хотел обратить ваше внимание, это поступки, совершенные жёнами наших героев, госпожой Карениной и госпожой Корлеоне. Для данного рассуждения необходимо взять за основу не то, чем были вызваны данные поступки, и не то, что собственно говоря, они различны по своей сути. Нам важно понять воздействие данных поступков на Алексея Каренина и Майкла Корлеоне, чтобы мы могли их сравнивать. С точки зрения психологии мужчин данные поступки были одинаковыми, ведь оба этих поступка превратились в вызов, брошенный им прямо в лицо жёнами. И поступок Анны, и поступок Кей были недопустимы в глазах их супругов.

И в целях данного рассуждения нас как раз и интересует реакция таких разных и в то же время таких одинаковых мужчин на подобную провокацию женщин. Хотя здесь более уместным будет не слово «провокация», ибо провокация имеет цель разведывательного действия с целью правильного принятия решения и достижения результата в будущем. Знаете, женщины любят провоцировать мужчин, с которыми строят отношения, с целью узнать то, как они будут вести себя в той или иной критически сложной, накаленной до предела ситуации.

Сама провокация не подразумевает еще свершившегося факта плохого поступка. Грань между намерением совершить что-то ужасное и свершившимся фактом как таковым, чётко определена уголовным кодексом и имеет совершенно разные наказания. Намерение вообще можно простить, что зачастую так и происходит.

В случае же с Анной Карениной и Кей Корлеоне, мы говорим не о намерении, не о провокации, а о свершившемся факте ужасного поступка, с точки зрения их мужей. И что ещё более важно в этой ситуации, так это осознание данного факта обеими женщинами. И Анна, и Кей понимали, что совершили в глазах своих мужчин непростительный грех, и прекрасно знали на что идут, признаваясь мужьям в этом. И та, и другая оправдывали себя свершившимися деяниями, и верили в правоту своего решения. Но они обе отдавали себе отчёт в том, что мужья им этого не простят. Именно поэтому они так долго тянули с объяснениями и сделали их на пике своего эмоционального состояния.

Вот с этого момента, собственно говоря, и начинается наше рассуждение. Преамбула закончена, мизансцена определена, мы ждем реакции Каренина и Корлеоне на брошенный им в лицо вызов. Давайте оценим эту ответную реакцию столь достойных господ и попытаемся разобраться, в ком из мужчин чаще побеждает Каренин, а в ком Корлеоне. Женщинам я думаю это будет тоже интересно. Ведь закончим мы тем, как повлияли решения наших героев на судьбы Анны и Кей.

Часть 3

Начнём с Каренина. Что делает Алёша, выслушав истеричную исповедь жены в карете о том, что та имеет любовника и изменяет ему с ним уже очень давно? Давайте даже выйдем за рамки этой сцены и оценим поведение доблестного патриота, уважаемого и признанного своей Родиной, со своей пассией в целом, с самого начала романа.

Каренина изменяет ему и демонстративно показывает это при любом случае, будь то бал или конные скачки. Неуважение супруги, и её явные непозволительные для общества знаки внимания к чужому мужчине, выходящие порой за рамки приличия, видят все, в том числе и Каренин.

Несколько раз он пытается объясниться с ней, но делает это не с позиции охотника, главного, ведущего, доминанта, называйте как хотите, главное уловите суть. Он делает это с позиции жертвы, подчинённого, ведомого, сабмиссива.

О чем это говорит и как это характеризует Каренина? Безусловно, как честного галантного и справедливого мужа великой империи, очень часто снисходительной к несправедливости и подлости своих завистливых соседей. Эдакий рыцарь глазами женщин, всегда готовый расстелить свой пиджак перед дамой, чтобы она не дай бог не запачкала свою ножку грязью.

Я бы хотел это подчеркнуть особо, ту неуловимую аллегорию Толстого между государственностью Российской Империи и господином Карениным, являющимся неотъемлемой частью этой самой государственности. Он пытается быть покровительственным, но остаётся оплёванным своей женщиной на глазах у всей честной публике. В этом поступке Каренина сквозит великая жертвенность, столь характерная для русской классики, и Толстого в частности.

Транспозиция страдания Христа на действия главных героев вечных романов золотого века русской литературы выражает настолько явственно-нравственное чувство провинившегося русского народа в собственных глазах, что просто диву даешься глубине духовных скрепов, о которых нам говорят уже в настоящее время современные государственные чины.

Почему же Каренин действует так неоднозначно, несмотря на то, что всеобщее порицание и осуждение падшей женщины становится свершившимся фактом? Что вообще делает Каренин после того, как его собственная супруга, выражаясь фигурально, отхлестала его своими перчатками по лицу? Он принимает это как должное, как некую жертву со своей стороны, и начинает жить с этим, как распятый и страдающий на кресте Христос.

Конечно, он осуждает свою бедную запутавшуюся Анну, но делает он это вопреки собственному желанию, вопреки собственной воли, а только благодаря общественной морали и давлению света, который его окружает. Ведь взгляд каждого с кем ему приходится встречаться по службе или по призванию, давит на него своим явственным осуждением и однозначным порицанием поступка его жены.

Вы понимаете глубину всей метафоры, заложенной Толстым в Каренина? Он, Каренин, оказывается пленником огромной системы, которая работает вопреки личностному вмешательству благодаря коллективному разуму, определяющему её жизнеспособность.

Алексей Каренин в трактовке Толстого – это, в первую очередь, не оскоблённый мужчина, жаждущий отмщения и наказания для своей супруги. В первую очередь, это важная часть большой и сложной государственной машины, которая рассматривает своё