ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Стивен Р Кови - 7 навыков высокоэффективных семей - читать в ЛитвекБестселлер - Михай Чиксентмихайи - В поисках потока. Психология включенности в повседневность - читать в ЛитвекБестселлер - Энн Тайлер - Катушка синих ниток - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Вениамин Яковлевич Голант >> Путешествия и география >> Планету открывали сообща >> страница 91
Всекитайская федерация профсоюзов в свою очередь пригласила наших альпинистов в КНР. Спортсмены обеих стран совершили массовое восхождение на вершину Музтагата (7546 метров), расположенную в восточной части Памира (провинция Синьцзян). Экспедиция, которой руководили заслуженный мастер спорта СССР Е. А. Белецкий и его заместители И. К. Кузьмин и Ши Чжань-чунь, достигла успеха там, где в свое время потерпели поражение известные путешественники швед Свен Гедин, англичане Э. Шиптон и Г. Тилмен. На вершине Музтагата были водружены государственные флаги КНР и СССР.

Восходители исследовали двадцать пять ледников в районе Музтагата. Эта вершина недаром носит свое название «Отец ледяных гор». Затем шестеро советских и двое китайских альпинистов взяли еще более высокую вершину — Конгур-II (7595 метров).

В следующем году шестеро мастеров спорта КНР, оснащенных советским снаряжением и прошедших тренировку в горах Кавказа, совершили восхождение на гору Гунгашань в Сычуани (7590 метров).

В 1958 году китайский журнал «Дружба» поместил статью о совместных восхождениях альпинистов двух социалистических стран. В статье говорилось: «Эта дружба явилась могучей силой, с помощью которой мы преодолели все и всякие препятствия, поставленные перед нами природой, и добились новых успехов».

В то время уже развернулась подготовка к покорению Джомолунгмы с севера. По сообщению агентства Синьхуа, оно было осуществлено китайскими восходителями в 1960 году. Штурмовая группа состояла из троих ханьцев — Лю Лань-шаня, Ван Фу-чжоу, Цюй Ииь-хуа — и одного тибетца — Гоньпо.

Все ханьцы, участвовавшие в штурме, учились и тренировались в СССР. Важную роль в подготовке экспедиции сыграла совместная разведка Джомолунгмы, проведенная в 1958 году.

Значение советской помощи было вынуждено признать и правительство Китая. Наши альпинисты были приглашены в КНР. Федерация альпинизма СССР, руководитель команды высотников И. К. Кузьмин и участники разведки Джомолунгмы Е. А. Белецкий, А. К. Ковырков и Л. Н. Филимонов получили памятные золотые медали.

В дальнейшем, однако, плодотворное сотрудничество между альпинистами КНР и СССР прекратилось по вине пекинского руководства.

Справедливость требует отметить, что и после этого китайским восходителям удалось добиться известных успехов. 2 мая 1964 года они, как сообщалось, достигли вершины последнего из четырнадцати «восьмитысячников», остававшегося непокоренным, — Шишапангмы (8013 метров).

Нельзя, однако, не отметить катастрофу, постигшую новую китайскую экспедицию на Джомолунгму в 1966 году. В 1960 году четверо альпинистов достигли вершины ночью и по этой или иной причине не сделали там снимков. Кроме того, восходители из разных стран, покорившие Джомолунгму со стороны Непала, не обнаружили бюста Мао Цзэ-дуна, который, по утверждениям китайцев, они оставили в скалах под вершиной. Это вызвало некоторые сомнения. Рассеять их, тем самым утвердив китайский приоритет в покорении вершины со стороны Тибета, и была призвана новая экспедиция. Однако в 1958–1960 годах китайские альпинисты готовились к восхождению самым тщательным образом, к тому же при активной помощи советских товарищей, а в 1966 году дело велось «на авось». И вот результат: по данным индийской печати, из двадцати шести человек двое вернулись в базовый лагерь обмороженными, остальные пропали без вести.

Друзья Китая верят, что братское сотрудничество между КНР и СССР и добрососедские отношения между Китаем и Индией возродятся. Дальнейшее исследование Центральной Азии, покорение ее горных вершин станут общим делом народов.

Завтрашний день

Вслед за исследованием района «третьего полюса» народы Востока включаются и в изучение приполярной Антарктиды. Несколько лет назад на карте шестой части света появилось имя индийца Гирраджа С. Сирохи. Это первый представитель Востока, побывавший на Южном полюсе.

Благодаря усилиям Советского правительства в Антарктиде уже претворяются в жизнь принципы мирного сосуществования. Исследование этого материка ведется совместно полярниками разных стран, оказывающими друг другу всемерную поддержку.

Ярким примером таких отношений является помощь, оказанная советскими людьми японцам. Япония — первая страна Востока, создавшая в Антарктиде полярную станцию. Персонал этой маленькой станции на побережье залива Лютцов-Хольм ведет наблюдения в обширном районе. В 1957 и 1960 годах ледокол экспедиции «Сойя» не смог пробиться к базе. В обоих случаях японцев выручил советский дизель-электроход «Обь». Зато японская база «Сева» и австралийская «Мойсон» стали складами авиационного бензина для советских самолетов, поддерживающих связь между станциями Лазарев и Мирный.

Для завершения исследования Антарктиды, да и некоторых других материков и островов осталось сделать еще немало. Работы тут хватит для смелых и мудрых людей всех стран мира.

Неизмеримо большие задачи ставит перед человечеством изучение морей и океанов, составляющих 71 процент поверхности Земли.

Океанология — молодая наука, в которой исследователям в тесном сотрудничестве друг с другом предстоит сделать множество открытий.

Плодом такого сотрудничества явилась международная экспедиция 1960–1965 годов в бассейн Индийского океана. В ней участвовали двадцать пять стран, заинтересованных в исследовании этого наименее изученного из всех океанов, который обладает огромными природными ресурсами.

Первым вышло в океан для выполнения согласованной программы работ советское океанографическое судно «Витязь». В экспедиции участвовали еще четыре советских и несколько американских, английских, западногерманских и австралийских судов. Восток был представлен тремя индийскими, тремя японскими и одним пакистанским судном.

Участники этой подлинно международной экспедиции произвели сотни тысяч промеров глубин и гравитационных определений, детальных измерений температуры океана, скорости и направления ветра, влажности воздуха, добыли миллионы экземпляров морских животных.

Предварительные итоги экспедиции были подведены на Втором международном океанографическом конгрессе в Москве (1966) и симпозиуме «Индийский океан» в Дели (1967). Один лишь список стран, участвовавших в этих съездах, показывает, как много значит для дальнейшего исследования нашей планеты крушение колониализма. На конгресс в Москву, например, приехали ученые из многих стран Азии и Африки, освободившихся от иноземного гнета: Алжира, Берега Слоновой Кости, Дагомеи, Демократической Республики