Литвек - электронная библиотека >> Генри Филдинг >> Классическая проза >> Избранные сочинения

Генри Филдинг Избранные сочинения

Избранные сочинения. Иллюстрация № 1

Разный Филдинг

Из сочинений Г. Филдинга (1707-1754), собранных в этой книге, читатель безусловно знает «Историю приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742) и «Историю жизни покойного Джонатана Уайлда Великого» (1743). Впервые обе «истории» были переведены на русский язык, соответственно, в 1772-1773 гг. и 1772 г. с немецких версий. Иная судьба выпала на долю «Путешествия в загробный мир и прочего» (1743), переведенного даже раньше, в 1766 г. (тоже с немецкого языка). Сегодня это произведение забыто. В очерках жизни и творчества великого английского писателя оно еще упоминается, а что до книги, как таковой, то не все даже крупнейшие наши библиотеки имеют экземпляр того издания. Новый перевод «Путешествия» — это, в сущности говоря, его второе рождение, что не так уж и странно для книги, где вторичное рождение героев в порядке вещей. Наконец, предсмертный «Дневник путешествия в Лиссабон» (1755) впервые переведен только сейчас.

Конечно, «Путешествие» и «Дневник» не встанут в один ряд с прославившими Филдинга «комическими эпопеями», однако в творческой биографии писателя они занимают достаточно важное место. Наряду с «Шамелой» (1741), «Джозефом Эндрусом» и «Джонатаном Уайлдом», «Путешествие» — дебют Филдинга-прозаика. А «Дневник» завершил его творческий путь. Предстоящий разговор о ранней прозе Филдинга — это разговор о начинающем писателе, при этом уже в «Джозефе Эндрусе» он бесспорный классик. Стремительность и сила его роста изумляют. Если брать за основу даты опубликования, то окажется, что с «Джозефа Эндруса» и надо вести отсчет его прозы. Но творческие даты выявляют более сложную картину. Вот примерная хроника его тогдашних трудов: поздней осенью 1741 г. он начал «Путешествие», но в декабре вышла вторая часть «Памелы» С. Ричардсона, и Филдинг, отложив его, сел за «Джозефа Эндруса» и в феврале 1742 г. выпустил в свет; весной 1742 г. он продолжает работать над «Путешествием», но летом опять прерывает работу и принимается за «Джонатана Уайлда», тогда же объявив о намерении издать по подписке трехтомник своих сочинений (в его составе обещаны «Путешествие» и «Джонатан Уайлд»); в апреле 1743 г. трехтомник (с незавершенным «Путешествием») был издан. Первая же мысль, возникающая в этой связи, — необычайная напряженность и разнообразие его деятельности в те полтора-два года — ведь он еще сотрудничал в редакции газеты «Борец» (до лета 1742 г.) и работал в выездных судебных сессиях. Однако сейчас важно уяснить другое: его литературные занятия предстают единым творческим актом — все три вещи писались как бы одновременно, они не только отражаются друг в друге, но одна в другую переходят. И, однако, совершенно ясно, какие они разные. «Путешествие» и «Джонатан Уайлд» неотрывны от публицистики и драматургии Филдинга 1730-х годов, они тяготеют к раннему периоду его творчества. А «Джозеф Эндрус» — роман-первенец, предвестье зрелого Филдинга. Поэтому правильно выстроить их в таком порядке: «Путешествие» — «Джонатан Уайлд» «Джозеф Эндрус».

Начинал Филдинг как драматург и в начале 1740-х годов лондонцы хорошо помнили его еще недавние триумфы и провалы — ведь вся его драматургическая деятельность продолжалась неполных десять лет: в 1728 г. он поставил свою первую комедию — «Любовь под разными масками», а в 1737 г. свет рампы увидела его последняя пьеса — политическая сатира «Исторический календарь за 1736 год». Всего он написал 26 пьес — несколько комедий нравов (по тогдашней терминологии — «правильных комедий»), единственную в его творчестве «серьезную комедию» «Современный муж»; основную же массу составили фарсы, бурлески, «балладные оперы» и политические сатиры. Строгих жанровых рамок Филдинг не признавал, у него нет, например, в «чистом» виде фарсов — только «смешанные» формы, и ученые путаются, не зная, куда отнести ту или иную комедию. Нам здесь важно отметить особое пристрастие Филдинга к фарсу, вкус к пародии и травестии. В фарсе даже в его время еще звучал отголосок громогласного веселья, шумевшего на площадях средневекового города: хотя к середине XVIII столетия фарс посерьезнел, изменилось качество смеха — точнее стали его адреса. В фарсах Филдинга выведена целая галерея тогдашних «героев дня»: пустой светский щеголь, недоучка-студент, засидевшаяся в девицах провинциалочка, соблазняемая блеском городской жизни, и «педанты» всех мастей — люди, не видящие дальше своего носа, и прежде всего отвратительнейшие из этой породы — ханжи и лицемеры. В отличие от демократического фарса, понятного всем, бурлеск, пародировавший высокие жанры, предполагал в зрителе известную культуру, начитанность и потому был доступен не всякому. Бурлеск Филдинга «Трагедия трагедий» (1731) на две трети состоит из причудливого смешения цитат. Но Филдинг удивительно хорошо вышел из положения: героем бурлеска он сделал сказочного Мальчика с Пальчик, и от пьесы получали удовольствие и партер и галерка — каждый в меру своих возможностей. Такую же заботливость в отношении читателей разных вкусов и способностей выкажет потом Филдинг-романист.

Если у фарса и бурлеска весьма солидное прошлое, то целиком достоянием века были «балладная опера» и политическая сатира. С недавних пор старинный «лад баллад» перестроился на сатирическое звучание и стал приметным явлением городского фольклора (хотя это могли быть и авторские сочинения). Сатирическая баллада никому не давала спуску: ее героем мог стать и незадачливый автор, и проштрафившийся политик, и знаменитый разбойник, несколько дней назад окончивший свои дни на виселице. Этот сатирический листок приглянулся входившей в моду «опере-буфф» — и образовалась типично английская «балладная опера». Ее классический образец — «Опера нищего» (1728) Дж. Гея. Поразительна художественная чуткость Филдинга, уже в 1731 г. поставившего свою «Валлийскую оперу, или У жены под башмаком» (позднейшее название «Опера Граб-стрита»), где политические обертоны «ньюгетской пасторали» Гея зазвучали в полный голос. В политических сатирах «Пасквин» (1736) и «Исторический календарь» Филдинг с успехом использовал приемы комедии-репетиции, или, как мы говорим теперь о похожем явлении, «театра в театре». В этом случае актеры буквально на глазах входят в роль, попутно комментатор растолковывает нюансы и намеки. Если в комедиях Филдинг разил распространенные в обществе пороки и критика коррумпированного государственного аппарата и персонально премьер-министра Р. Уолпола все же не выходила на первый план, то в политических сатирах действие разворачивается под