Литвек - электронная библиотека >> Сергей Юрьевич Катканов >> Современная проза >> К последнему царству >> страница 61
принципиальной возможности, но это не программа действий. Реставрация монархии может произойти как-нибудь совсем по-другому, а вовсе не по той схеме, которую я в общих чертах изложил. Жизнь чрезвычайно разнообразна, ей бесполезно навязывать собственные модели, и я отнюдь не утверждаю, что или так, или ни как. То, что я изложил – один из возможных вариантов.

Смысл того, о чем я пишу, в том, чтобы показать, насколько всё сложно. Похоже, мы плохо понимаем, о чем говорим, когда речь заходит о реставрации монархии. Многие монархисты как-то уж очень легковесно и упрощенно представляют себе реставрацию: соберем собор, изберём царя и будет у нас монархия. У Михаила Веллера однажды спросили, как он относится к идее реставрации монархии и в частности к претензиям на русский трон Георгия Гогенцоллерна, состоящего с Романовыми в родстве. Веллер ответил: «Там наверху уже столько пацанов, что если добавить ещё и Гогенцоллернов, так ни кто и не заметит». Очень остроумно и очень горько.

Неужели мы и, правда, всего лишь хотим увенчать царской короной тот порядок вещей, который сложился сейчас в России? Неужели хотим, ни чего не меняя в стране, просто добавить к действующей политической системе царя? Так вот главное утверждение этой книги: восстановить в России монархию, значит переехать в другой мир. Иначе получится просто политическая оперетта.

Во-первых, сейчас, рассуждая о вероятности реставрации монархии, как правило, имеют в виду так называемую конституционную монархию. Русские монархисты как-то даже разослали письма к монархам Европы с изъявлениями самых нежных чувств. То есть они явно берут за образец политическую модель Великобритании, Швеции, Испании. Но, несмотря на наличие в этих странах монархов, форма правления там отнюдь не монархическая, а демократическая. В основе их политических моделей лежит фундаментальное утверждение, что верховная власть принадлежит народу, а не Богу. Монархи у них просто для красоты, они оставили их из чисто эстетических соображений.

Конституционная монархия есть монархия декоративная, и создавать такую в России было бы не просто чем-то недостаточным, но и абсолютно бессмысленным, даже абсурдным. Зачем нам украшать демократию короной? В чем смысл? Николай I говорил: «Могу понять республику. Конституционную монархию понять не могу. Двусмыслица». Действительно. Или источником власти является народ, или Бог. Или демократия, или монархия. Надо выбирать. Значит, если мы говорим о реставрации монархии, имеет смысл говорить только о восстановлении самодержавия.

Значит, Россия должна отказаться от демократии. А теперь представьте себе цену вопроса. Наша страна окажется одна против всего мира, во всяком случае – против всей западной цивилизации, опираясь на страны только абсолютно безразличные к нашей политической системе, например, Китай. Тогда мы узнаем, что такое настоящая международная изоляция.

Россия – страна самодостаточная, у нас есть всё необходимое для жизни, мы сможем выжить и водиночку, но не надо иллюзий, будет очень тяжело. Господа русские монархисты, готовы ли мы с вами заплатить такую цену? Ни кого не пугаю и не отговариваю, хочу только, чтобы мы заранее понимали, чем придётся заплатить за восстановление самодержавия. Если мы хотим что-то делать, так давайте будем это делать с открытыми глазами, заранее не имея ни каких иллюзий, чтобы потом не пришлось пережить очень сильное разочарование.

Аятола Хомейни говорил: «Мы совершили исламскую революцию не для того, чтобы снизить цены на дыни». Так вот и мы хотим восстановить самодержавие не для того, чтобы снизить расценки ЖКХ. Если мы всё-таки решимся вернуть Россию в русло её исторической судьбы, то безо всяких обещаний сразу же повысить уровень материального потребления. В конечном итоге в Русском царстве все будут сыты, а нищих не будет вообще, но в переходный период будет тяжело, и неизвестно ещё насколько тяжело. Мы готовы к этому?

Сегодня Россией правят воры. Сказать, что уровень коррупции в нашей стране сейчас зашкаливает, значит не сказать ни чего. Коррупция стала в России системообразующим фактором. Взятки – давно уже не взятки, а статусная рента, на этом держится вся пирамида власти сверху донизу. Поверьте, что с коррупцией давно уже ни кто и не пытается бороться, лишь выдавая за факты такой «борьбы» проявление клановых разборок. Как вы считаете, в монархической России возможно сохранение этой системы? Можем мы увенчать короной власть воров? Тогда мы получим царя воров. А зачем он нам?

Смести воровскую систему невозможно в рамках самой этой системы. Её можно только полностью уничтожить и создать вместо неё новую. Демократия этого не сможет сделать ни когда, потому что демократия – это власть денег. Уничтожить воровскую систему может только диктатура, применяя методы самые радикальные и безжалостные.

И олигархию нашу обуздать может только диктатура. Не уничтожая капитал, поставить его на службу народу можно только диктаторскими методами. Надо отжать богачей от власти, но они не отдадут власть, пока им пистолет к затылку не приставишь. Иначе русский царь будет царем богатых, а зачем нам такой царь?

Итак, реставрация монархии в России невозможна без предшествующего периода диктатуры, это моё глубокое убеждение. Слово «диктатура» у нас уже превратилось в ругательство, мы под ним понимаем просто сумму всяческих ужасов, или судим по аналогии: это, как при Сталине. Но пора уже вернуть слову «диктатура» исконное древнеримское значение термина. Это, собственно, вручение конкретному лицу неограниченных полномочий на определенный срок с определенной целью. Диктатура – это крайнее, радикальное средство для решения тех жизненно важных задач, которые уже невозможно решить ни какими иными способами.

Диктатура – это очень тяжело. Так вот не надо иллюзий, господа – если мы хотим восстановить самодержавие, ни какого иного выхода у нас нет. Без диктатуры мы не сможем обойтись не только при решении уже названных задач, но и при решении основной, собственно монархической задачи.

Дело в том, что сегодня русский народ совершенно не готов к реставрации монархии. Как сказал один мудрый архиерей: «Дай вам сейчас царя, так вы ж его через две недели опять расстреляете». Основная масса людей совершенно не понимает ни что такое монархия, ни зачем она нужна, ни как это будет на практике. Кто-то думает, что люди хоть чуть-чуть продвигаются к правильному монархическому сознанию? Так мы же видим, что совсем наоборот: люди всё больше соблазняются байками о «благосостоянии», то есть до краев наполненном свином корыте, всё больше удаляются не только от монархической идеи, но и