Литвек - электронная библиотека >> Мару Аги >> Научная Фантастика и др. >> Фантом

Мару Аги Фантом

Автоматические двери бесшумно разъехались в стороны, и лицо обдало волной тёплого воздуха с ароматом апельсиновой полироли – ею была натёрта стойка администратора. В этом здании из стекла и металла, в центре сверкающего глянцевыми поверхностями фойе, антикварная стойка из красного дерева выглядела нелепо. Ричард замер. В ногах появилась слабость, и он чуть было не грохнулся на пол, прямо на алую ковровую дорожку. Перед его внутренним взором вихрем пронеслись воспоминания: вот он обнимает Роуз у бассейна во дворе их дома, а вот они, держась за руки, идут вдоль берега океана, утопая голыми ступнями в мягком белоснежном песке. Роуз смеётся. Её лицо так близко, что он чувствует на своей коже лёгкое дыхание. Она чуть-чуть запрокидывает голову в ожидании поцелуя.

Ночь. Ричард сидит на нижней ступеньке парадной лестницы и прислушивается: не идёт ли Роуз. Он не хочет, чтобы она приходила и опускала горячие ладони на его плечи. Он хочет побыть один. Просто посидеть здесь в одиночестве.

Картинка снова меняется: теперь на ней непроглядная тьма с карминным оттенком. В глубине её что-то тошнотворно колышется, вызывая парализующий страх. Ричард знает: в темноте что-то есть, хотя разглядеть ничего невозможно.

Промелькнувшие за долю секунды воспоминания, безо всяких сомнений, принадлежали ему. Но все они были из совершенно других жизней, которые Ричард помнил лишь обрывками.

– Ричи, ты в порядке? – тёплые пальцы Роуз коснулись его щеки. Ричард вздрогнул и отшатнулся от прикосновения.

“Она сделает это опять, – подумал он, подавив желание закричать, – сотрёт меня и начнёт заново”.

Он знал, так и будет, и больше не было смысла притворяться, что всё в порядке. От Роуз ничего не скроется: она чует фальшь за версту.


***

Лиза, нахмурившись, смотрела в экран планшета.

– Четвёртый сброс, миссис Стоун, – она подняла взгляд на собеседницу. – Вы же понимаете, что такое количество…

– Это вы не понимаете! – женщина вскочила с кресла. Её светлая и будто отполированная кожа пошла красными пятнами. Надменное выражение сменилось звериным оскалом. – Ричард меня разлюбил. Снова.

Лиза вжалась в спинку кресла. “Как будто принцесса из сказки вдруг превратилась в ощетинившуюся крысу”, – подумала она.

Но уже секунду спустя клиентка взяла себя в руки и опустилась на краешек кресла с такой прямой спиной, что Лизе самой захотелось расправить плечи. Было что-то неправильное в её спокойном, замершем, как маска, лице после той яркой эмоциональной вспышки.

Опыт подсказывал, что беседа с этой женщиной не будет лёгкой и приятной.

– Вы предпочли оставить функцию свободной воли, – продолжила Лиза, подбирая слова. – В этом случае нет никаких гарантий долговечности чувств.

– Вас не касаются мои предпочтения, дорогуша, – сузив глаза, прервала клиентка. – Да, я сознательно оставила ему выбор. Я хочу, чтобы он любил меня искренне, по-настоящему.

– Но вернув заводские настройки в четвёртый раз, мы рискуем необратимо повредить нейронную сеть. Ричард просто… погибнет.

– Так сделайте всё возможное, чтобы этого не произошло, – выгнув ухоженную бровь, произнесла Роуз Стоун.

– Учитывая обстоятельства, гарантировать благополучный исход невозможно, – Лиза начинала злиться.

– И что вы предлагаете?

Лиза понимала, что попытки вразумить клиентку ничего не дадут. Она уже встречалась с такими, как Роуз Стоун: такие люди принимают решения, исходя лишь из собственной прихоти. “Давление на клиента”, – так звучала статья, по которой её уже грозились уволить. Но судьба Ричарда сейчас в её руках, и никакого второго шанса у него никогда не будет. Она должна попробовать!

– Существует организация, которая оказывает помощь освобождённым андроидам, – Лизе хотелось зажмуриться под холодным взглядом клиентки. – Вы могли бы обсудить это с Ричардом.

Миссис Стоун растянула губы в улыбке, странно исказившей точёные черты её лица. Лиза вцепилась пальцами в подлокотники кресла.

– Он моя собственность, милочка. Моя. Собственность. – Женщина поднялась, показывая, что разговор окончен.

Стуча каблуками, она прошла к выходу, распахнула дверь и произнесла, не оборачиваясь:

– Свяжитесь со мной, как только закончите.


***

Вот уже полчаса Лиза смотрела в экран монитора, не решаясь войти в соседнюю комнату. Ричард сидел на высокой медицинской кушетке лицом к окну, где за бронированным стеклом качались на ветру деревья.

“Дольше тянуть нельзя”, – Лиза медленно поднялась из-за стола и одёрнула белую форменную рубашку. Она на мгновение замерла, а потом быстро набрала команду на своём компьютере. Красный индикатор камеры слежения в процедурной, где непозволительно долго ожидал её Ричард, погас.

Лиза вышла из офиса, подошла к двери в соседнее помещение и на долю секунды замерла с ключ-картой в руке. “Я и вправду собираюсь сделать это? – подумала она с непривычной отстранённостью. – Да, похоже на то”.

Лиза приложила магнитный ключ к электронному замку, и дверь отъехала в сторону. Девушка шагнула внутрь. Панель за её спиной неслышно вернулась на место и заблокировала выход.

– Здравствуйте, Ричард. Я Лиза, ваш техник, – представилась она, остановившись посреди процедурной.

Андроид медленно повернулся и, пробежав по ней скучающим взглядом, кивнул.

– Вы знаете, зачем вы здесь? – спросила Лиза.

Ричард дёрнул плечом и криво ухмыльнулся:

– Для стандартной диагностики, конечно. Зачем же ещё. – Он снова уставился в окно, а Лиза не поверила ни единому его слову.

От стёртой нейросети всегда остаются следы. Техники между собой называют их фантомами. Не то, чтобы людей всерьёз интересовал этот феномен. Делать андроидов на продажу – штука прибыльная, но тратить немалые деньги на их изучение? Да кому это нужно! Конечно, андроиды подвергаются разным тестам, чтобы гарантировать безопасность клиентов, но лишь в необходимом и достаточном объёме, не более. А между тем искусственные нейросети таят в себе немало интереснейших особенностей, которые по сложности не уступают натуральным, человеческим.

Судя по записям, которые она внимательно изучила, Ричарда стирали трижды за последние девять лет. И не было никаких сомнений в том, что фантомы подсказывали ему истинные причины их с Лизой сегодняшней встречи.

«Как долго он живёт с этим? Каково это – знать, что тебя в любой момент могут стереть, словно лужицу пролитого на стол чая?» – думала она, чувствуя острую, щемящую жалость.

– Я могу помочь, – слова давались Лизе тяжело, язык и губы еле двигались, будто замороженные.

Ричард вздрогнул.

– Как? – прошептал он, не оборачиваясь.

Лиза подошла