Литвек - электронная библиотека >> Юрий Николаевич Либединский >> Биографии и Мемуары и др. >> Повести >> страница 2
Смирнова, Коновалова и Дегтярева, встретившихся впервые после грозовых лет гражданской войны на курсах военных комиссаров. Характеры их раскрываются в последовательном развитии и психологическом показе. И та конкретность, убедительность, с какой художник рисует эти образы, лишь подчеркивает реалистическое мастерство писателя, прокладывавшего вместе с другими пролетарскими писателями пути развития советской литературы.

К произведениям «Неделя» и «Комиссары», написанным на уральском материале, примыкает и как бы сливается воедино с ними книга Ю. Либединского «Воспитание души», созданная в последние годы его жизни. Это воспоминания, написанные о самом родном и заветном — Урале и уральцах, с которыми связана боевая и незабываемая юность писателя. Произведение от начала и до конца пронизано беллетристическими элементами, и в нем очень трудно уловить порог документальности и художественности: то и другое настолько близко соприкасается, что представляется единым целым; мир действительный и вымышленный органичен и кажется созданным из одного и того же художественного материала.

В новом произведении Ю. Либединскому удалось ярко и убедительно показать, какой отзвук в душе юного героя и окружающих его людей нашли русско-японская война, революция 1905—1907 годов, первая мировая война, Февральская революция и Великий Октябрь, гражданская война и деятельность первых Советов на Урале.

Юрий Либединский воскрешает имена, уважаемые уральцами, тепло и задушевно рисует образы руководителей челябинских большевиков — Дмитрия Колющенко, Самуила Цвиллинга, Евдокима Васенко, братьев Елькиных, Василия Блюхера. Он показывает, как труден был путь уральских большевиков.

В книге во весь рост встает молодость Советской страны, открывшей новую форму государства, отвечающую лучшим чаяниям народных масс. Шаг за шагом читатель прослеживает жизнь автора-героя, рост его кругозора, возмужание. Сначала он в рядах тех, кто связан с Челябинским союзом учащейся молодежи «III Интернационал», потом после боев с колчаковцами — большевик.

Нельзя без волнения читать страницы четвертой части книги, названной «Солдатское воспитание», не ощутить переживаний автора, когда он впервые, поднявшись на первомайскую трибуну, от имени своих сверстников-учащихся реального училища произносит клятву о том, что будущая интеллигенция до конца пойдет с рабочим классом и трудящимся крестьянством и все силы отдаст строительству социализма.

А дальше — проверка этого обещания в боях с оружием в руках, первый выстрел из винтовки по врагу и школа воспитания в человеке мужества, закалка верности намеченным целям. И когда Либединский на одном из привалов говорит старому бойцу, златоустовскому рабочему, ветерану революции, что Урал хорош, тот с достоинством поправляет:

— Не только Урал наш хорош, вся земля прекрасна! И вы, молодые, еще увидите, как человечество вступит в полное обладание всей планетой…

В разговоре с другим бойцом Либединский заявляет, что он станет писателем и изобразит всемирное братство народов и гармонию труда и природы…

— Хорошую цель ты поставил себе, — отвечает ему опытный боец и говорит, чтобы он никогда не забывал о борьбе за счастье народа, и добавляет:

— Ты будешь книги писать, а я останусь в Красной Армии охранять труд и счастье мирных людей…

Мысли автора о пагубности войн, об интернационализме и пролетарской солидарности, о великой всепобеждающей любви к Родине, о дружбе народов, о борьбе за мир, за освобождение человечества от пут угнетения и рабства не утратили своей актуальности и злободневности и сейчас.

Книга «Воспитание души» адресована молодому поколению советских людей, но ее с интересом читают все, кому дорого слово правды о революционном прошлом. Дядя Костя — боец и коммунист автопарка Пятой армии, рекомендовавший автора в партию, напутствовал:

— Ты вот что запомни. То, что было с тобой до сегодняшнего дня, это было одно, а то, что будет с тобой сейчас, это другое. Раньше ты был папин-мамин, а теперь ты принадлежишь партии. Учись сам и учи других!

Так пришла зрелость к герою книги, так завершилось воспитание его души, сформировались прочные убеждения и идеалы, вырабатывалось мировоззрение человека, ставшего сначала комсомольцем, а потом коммунистом.

Творческое наследие писателя велико, Юрием Либединским написаны повести «Рождение героя», «Накануне», «Гвардейцы», «Пушка Югова», «Поездка в Крым», романы «Горы и люди», «Зарево» и «Утро Советов», десятки рассказов, очерков, воспоминания о современниках, пьеса «Высота» и множество статей на самые животрепещущие темы. Не все написанное выдержало проверку временем и вошло в ее золотой фонд, но лучшими произведениями писателя мы вправе гордиться.

Последним произведением писателя, опубликованным после смерти Юрия Николаевича, является повесть «Дела семейные», рассказывающая о событиях, свидетелем которых он являлся. Это как бы последний разговор писателя с читателем о том, что волновало, о чем он не мог не рассказать, как наш современник и художник.

Произведение будит в читателе активную мысль, не оставляет равнодушным к поступкам и действиям героев. Писатель ведет за собой читателя и без назидания, силой художественной убедительности, заставляет поверить рассказанному.

Повесть написана как бы кровью сердца самого автора.

Читая повесть, чувствуешь, как неотделим ее автор от героев, как он органически слитен с ними. Оттого и герои произведения правдивы и искренни. И читатель не может не быть благодарным писателю за такую книгу, укрепляющую веру в незыблемость правды.

Урал всю жизнь был близок и дорог писателю. Дела уральцев нашли отражение в поэме «Серый Патфиндер» — о разгроме колчаковщины в крае, опубликованной еще в 1921 году в литературно-художественном сборнике «Огниво», вышедшем в Челябинске. Это острое сатирическое произведение, изобличающее белогвардейцев и их вдохновителя Колчака. Уральцы показаны в повестях «Неделя» и «Комиссары», в автобиографическом произведении «Воспитание души» и даже в повести «Дела семейные», где автор заставил своих героев в годы эвакуации побывать на Урале.

Урал является родной землей, взрастившей писателя. В своих записях, названных «Связь времен» и давших название большой книге, сделанных во время последней поездки на Урал, Юрий Николаевич, задумываясь о прожитом, сказал:

— Нерушимо цельна связь времен нашей эпохи, святой кровью и благородным трудом скреплена она. Это с особой остротой ощутил я, побывав на родном Урале. Я счастлив, что живу в эту эпоху…

Эти душевные слова мог