Литвек - электронная библиотека >> Омраам Микаэль Айванхов >> Религия и др. >> Взгляд на невидимое >> страница 3
вместе с этими существами и токами конструктивную работу. О да, всё это для вас ново, не правда ли? Вы стараетесь наводить везде порядок в плане физическом – в вашем доме, на месте вашей работы или даже в вашей внешности, – и это превосходно, однако внутри вас, в ваших мыслях и чувствах, вы оставляете всё в безпорядке, так как не верите, что эти чувства принадлежат к реально существующему миру, над которым надо работать, чтобы его упорядочить, гармонизировать и украсить.

Чего только люди не делают для того, что видимо! А между тем здесь же рядом существует невидимое, и оно совершенно заброшено. Так вот, отныне вам следует изменить своё отношение к невидимому миру – это реальность, причём реальность более важная, чем мир видимый, а посему именно невидимым миром надо заниматься прежде всего.

И когда вы сосредоточитесь на этой внутренней работе, вы почувствуете, что всё чистое, всё светлое, передаваемое вами, связывает вас с другими существами, с другими токами, вплоть до безсконечности. Пока ваше внимание сосредоточено исключительно на мире видимом, материальном, вы себя ограничиваете, обедняете и сами материализуетесь. Между тем, работая с миром невидимым, являющим собой богатство, безпредельность, вы соединяетесь со всеми лучезарными существами, движущимися среди светил, среди созвездий, соединяетесь со всеми мирами, наполняющими вселенную, и наслаждаетесь жизнью божественной.


II

ОГРАНИЧЕННОЕ ВИДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА, БЕЗГРАНИЧНОЕ ВИДЕНИЕ ИНТУИЦИИ


I

Большинство людей отвергают как нечто ненормальное и даже опасное все состояния, которые могут нас приблизить к миру божественному, они предпочитают оказывать доверие лишь интеллекту. Тут, по крайней мере, всё понятно – у каждого своя голова на плечах.

Когда учёный профессор что-нибудь объясняет, он пользуется схемами, графиками, благодаря которым вы идёте вперёд шаг за шагом, не рискуя заблудиться. Однако, эти графики и схемы – эти столь логичные и ясные аргументы не помешают вашему профессору в других обстоятельствах потерять голову! Хотя люди науки обнаруживают массу благоразумия, дисциплину и объективность, когда дело идёт об их работе, стоит им оказаться вне сферы своей научной деятельности, они полагают нормальным жить весьма субъективно, даже предаваться безпутству и треволнениям страстей. Так вот, быть может в такие моменты лучше бы поостеречься и позволить чуть больше вмешаться интеллекту. Но нет, они предпочитают не доверять чувствам небесным, божественно гармоничным, чувствам, не вносящим смуту, не омрачающим никакими вредными элементами внутреннюю жизнь человека. Какой странный образ мыслей!

Если мы станем изучать статистику, то увидим, что именно среди интеллектуалов больше всего людей неуравновешенных и психически больных. Интеллект не защищает от нарушений психики, даже напротив. Жизнь ведь состоит не только в том, чтобы производить наблюдения, измерения и расчёты, люди – не машины, и чтобы мужественно встречать трудности и удары судьбы, не давать страстям увлечь себя и погубить, чтобы обнаруживать подлинную суть вещей, интеллекта недостаточно.

Разумеется, что некоторые люди, называющие себя духовными людьми и мистиками, действительно люди странные, свихнувшиеся, фанатичные, и интеллектуалы судят по ним обо всех спиритуалистах и мистиках. Однако это несправедливо. Истинные мистики – люди здравомыслящие: их поведение, их жесты, взгляды, речи, мысли – всё упорядочено, всё гармонично. Почему надо представлять себе, что мир духа, мир божественный побуждает людей лишь к тому, чтобы терять голову, воображать, будто они видят Господа лицом к лицу и разговаривают с Ним, или же, что они – Христос, Святая Дева, Жанна д’Арк и т.д.? Многие, опасаясь впасть в подобные фантазии, предпочли стать сухарями интеллектуалами. Конечно, если окунуться в духовную жизнь без руководителя, без наставника, можно-таки сбиться с пути и рехнуться, что и случается со многими, и вполне понятно, что, глядя на подобные примеры, некоторые люди не доверяют мистицизму. Однако дело-то в том, что предоставить всю власть интеллекту – тоже не решение вопроса.

Интеллект – способность, развившаяся в человеке вслед за развитием после сердца и чувства. Позволяя наблюдать, рассуждать, понимать, эта способность наделяет человека огромными возможностями для работы и развития. В известном смысле можно сказать, что интеллект – это способность, связанная с глазами: видеть вещи – отчасти и значит их понимать. Нередко мы вместо «Я понимаю», говорим: «Я вижу». Природа миллионы лет работала над развитием интеллекта, но не ему предназначено сказать последнее слово: природа предусмотрительно развила в человеке ещё куда более высокие способности. Интеллект ограничен – чтобы судить, делать выводы, он основывается на наружном и частичном видении вещей, которое ему доступно.

Итак, у интеллекта нет синтетического знания, ему также не дано познание внутренней жизни. Вот почему он не даёт человеку возможности правильно судить, о людях и ситуациях, и в этом источник безчисленных ошибок и недоразумений. Конечно, достаточно долго накапливая большое количество элементов, можно развить способность видеть целое, но сколько времени на это потребуется? И всё равно непременно останутся тонкие, неосязаемые элементы, которые интеллект не сумеет уловить. Когда вы встречаете кого-то, вы не можете с первого взгляда сразу распознать все его качества, недостатки и достоинства. Для этого вам надо долго с ним общаться. Единственный способ мгновенно узнать человека целиком – это развить интуицию, которая есть проявление духа. Интуиции, чтобы о чём-то судить, не нужны никакие элементы: она мгновенно проникает в самое сердце людей и вещей и сразу же выносит суждение, никогда не ошибаясь. Для неё нет ничего сокрытого, она одна способна познавать реальность во всей полноте.

Космический Разум наделил людей интеллектом, очевидно, для того, чтобы они им пользовались: к сожалению, делая это, они лишают себя других, более тонких возможностей исследования и познания. Чтобы проникнуть в анатомию и физиологию физического тела, им приходится его разрезать на части, поскольку они не способны в данном случае употребить свои психические способности. Вы скажете: «Как? Неужели можно узнать анатомию и физиологию человека или животного, не делая вскрытия?» Да, можно: создано множество весьма совершенных приборов, чтобы видеть внутренность физического тела... Сколько раз я уже вам это говорил: все приборы, созданные человеком, лишь