Литвек - электронная библиотека >> Джон Брэдшоу >> Природа и животные и др. >> Тайная жизнь кошки. Как понять истинную природу питомца и стать для него лучшим другом >> страница 67
результате широкомасштабного процесса стерилизации получилось так, что люди ненамеренно «спрятали» несколько самок репродуктивного возраста в море стерилизованных особей, так что даже самым сильным и свирепым самцам не остается ничего иного, как искать их наугад, предоставляя, таким образом, всем самцам в округе равные шансы на продолжение рода.

Кошки обоих полов продемонстрировали удивительную гибкость в освоении тех моделей сексуального поведения, которые мы им уже долгое время навязываем. Одной из причин, почему они так легко с этим справляются, является то, что самки домашней кошки очень плодовиты, они способны производить десяток котят в год. Даже когда условия для размножения неподходящие, большинство свободно живущих самок оставляют после себя минимум двух или трёх отпрысков — достаточное количество, чтобы сохранить популяцию, даже если многие котята из её помётов не доживут до взрослого возраста.

Кошки приспособились даже к жизни в условиях высокой скученности, что противоречит их природной сути. По логике это должно было привести к полному хаосу, совершенно непригодному для выращивания беззащитных детенышей. Но самки, похоже, решили эту проблему, принимая ухаживания нескольких самцов каждый раз, когда они входят в сезон, что заставляет всех самцов сомневаться, где их котята, а где чужие, и, соответственно, даже не думать о детоубийстве. Если кошачьи колонии маленькие, самки предпочитают жить в маленьких семейных группах и могут выбрать только одного самца, которого они оценивают и как лучшего отца для их будущих детей, и как лучшую защиту от нападения других самцов. Если они лишены компании родственных им особей женского пола (либо из-за нехватки пищи, либо из-за вмешательства человека), самки вполне обходятся без помощи, выхаживая своих котят самостоятельно. Эта поразительная гибкость наверняка помогла кошкам адаптироваться ко всем меняющимся обстоятельствам.

Самцы также прекрасно адаптировались к новым условиям, хотя и по-другому, чем самки. Так как теоретически один самец способен зачать несколько сотен котят, то количество самцов в одном любом регионе никогда не будет фактором, ограничивающим размер кошачьей популяции. Тем не менее каждый самец в отдельности не заинтересован в выживании вида в целом, а только в рождении как можно большего количества своего потомства. Когда способных к деторождению самок мало и они рассредоточены на обширных территориях, самцу приходится искать повсюду, не переставая, чтобы получить возможность для спаривания. Перерыв он делает только для того, чтобы поесть. И если ему повезёт стать первым и, в идеале, единственным самцом, добравшимся до самки в самый ключевой момент, то вряд ли она будет излишне придирчива к нему. Если же он окажется в том месте, где будет несколько самок, часть которых живет группами, он может оказаться в выигрыше, образовав пару или даже собрав вокруг себя «гарем» кошек. Хотя это, похоже, не остановит его от дальнейших поисков других самок. Он также будет обращать внимание на другие группы самок, которыми бы он мог попытаться завладеть в будущем. Вероятнее всего, именно такие самцы способны на редкие случаи детоубийства. Однако если он будет жить в большой колонии с многочисленными потенциальными соперниками и такими же многочисленными потенциальными партнёршами, то научится сдерживать свою природную агрессию. И это единственная разумная стратегия, которая позволит ему стать отцом, не подвергаясь при этом смертельным травмам.

Байки про секс и насилие, похоже, очень далеки от уютного мира кошки и её преданного хозяина, но именно так появляются на свет новые поколения кошек. Лишь около 15 % кошек в западных странах рождаются от селекционного спаривания, подавляющее же большинство особей появляются в результате союзов, инициированных самими животными. Так как большинство домашних питомцев в настоящее время подвергается стерилизации до наступления половой зрелости, многие владельцы кошек могут лишь догадываться о том, что вытворяют избежавшие медицинского вмешательства животные. Стерилизованные самки ведут себя так, словно они надолго застряли между циклами репродуктивной активности. Самцы, которых стерилизовали в раннем возрасте, лишены характерного для их пола поведения, скорее, своими повадками они напоминают стерилизованных самок. Процесс стерилизации делает кошек более терпимыми к другим особям, но лишь до какого-то момента. А семейные узы между братьями и сестрами или матерями и их потомством сохраняются, если кошки продолжают жить в том же доме. Неродственные друг другу кошки, которых их владельцы собрали в одном доме или которые встречаются на границе садовых участков, часто демонстрируют природную антипатию друг к другу, унаследованную от их диких предков. Однако в отличие от этих предков современные домашние кошки также способны устанавливать тесные связи с людьми, внося новое измерение в свою социальную программу.

ЭТОТ КОВАРНЫЙ ЗАПАХ

Самки могут быть очень избирательны, когда дело касается выбора отца их будущих котят, поэтому самцам нужно заявить, насколько они успешны, желательно ещё до того, как они встретятся с самкой воочию. Вероятно, им удаётся это сделать с помощью едкого запаха мочи — отталкивающего для наших носов, но несущего жизненно важную информацию для самок. Чтобы быть уверенным в том, что его запах будет услышан максимально возможным количеством кошек, самец не приседает перед тем как помочиться, как делают другие коты, а пятится задом к какому-то заметному объекту, вроде стойки ворот, поднимает хвост, встаёт на кончики задних лап и брызгает мочой на этот объект, стараясь попасть как можно выше.

Сильный запах мочи самца, который намного сильнее запаха мочи самки или стерилизованного самца, вызван смесью серосодержащих молекул, так называемых тиолов, схожих с теми, что придают чесноку его характерный запах[145]. Они появляются в моче только тогда, когда кошка опорожнилась и они вошли в контакт с воздухом, иначе бы сам самец имел такой запах, словно бы он ел чеснок с каждым приёмом пищи. В мочевом пузыре эти соединения не имеют запаха, подобно аминокислоте, которую впервые обнаружили у кошек, дав ей соответствующее название «фелинин». Фелинин, в свою очередь, вырабатывается в мочевом пузыре белком кауксином.

Сигналом в моче, вероятно, является не белок (кауксин), а фелинин, состоящий из двух аминокислот — цистеина и метионина, каждая из которых содержит атом серы, ответственный за едкий запах мочи. Сами кошки не способны обеспечить себя этими аминокислотами: