ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Мария Васильевна Семенова - Знамение пути - читать в ЛитвекБестселлер - Элизабет Гилберт - Есть, молиться, любить - читать в ЛитвекБестселлер - Андрей Валентинович Жвалевский - Время всегда хорошее - читать в ЛитвекБестселлер - Розамунда Пилчер - В канун Рождества - читать в ЛитвекБестселлер - Олег Вениаминович Дорман - Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Перкинс - Исповедь экономического убийцы - читать в ЛитвекБестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Казус Кукоцкого - читать в ЛитвекБестселлер - Наринэ Юрьевна Абгарян - Манюня - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Сергей Юрьевич Гусаков >> Юриспруденция >> Взыскание задолженности с юридических лиц

Сергей Гусаков Взыскание задолженности с юридических лиц

Глава 10. ОСОБЕННОСТИ ОБРАЩЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО ДОЛЖНИКА-ОРГАНИЗАЦИИ


Комментарий к главе 10.


1. Наряду с физическими лицами и публично-правовыми образованиями юридические лица являются участниками правоотношений по вопросу принудительного исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах (ст. 49 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Как качественно специфический субъект права юридическое лицо обладает своими имманентно ему присущими особенностями, вытекающими из его правовой природы. Данные особенности конструкции юридического лица обуславливают и те правовые и методологические нюансы, которые должны учитываться в правоотношениях по принудительному исполнению исполнительного документа.

Эти же особенности послужили основной для формирования правовых норм, включенных в гл. 10 Закона об исполнительном производстве.

Для общего понимания сути данных особенностей и их влияния на отношения, возникающие в ходе исполнительного производства, следует рассмотреть саму сущность юридического лица как особенного субъекта правоотношений.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Гражданское законодательство в определении понятия юридического лица (ч. 1 ст. 48 ГК РФ) указывает лишь на его признаки, которые не только не раскрывают сущности организации, но и сами по себе, вне сферы их общественного проявления не позволяют проникнуть в суть дела.

Юридическое лицо создаётся, главным образом, для участия индивидов в экономических отношениях. Именно поэтому правовой статус юридического лица определен в отрасли законодательства, регулирующей имущественные, экономические отношения (гражданском законодательстве).

Посредством указанного субстрата физическое лицо (или группа физических лиц), стоящее за организацией, вступают с другими лицами в экономические отношения. Поэтому, как и сущность человека, которая проявляется лишь в общественных отношениях1, так и сущность юридического лица проявляется лишь во взаимодействии с другими субъектами в рамках общества.

Участие в производственных отношениях, тем более в рамках капиталистической экономической формации, основой в которой является производство и обращение товаров, предполагает не только получение прибыли, но и имущественную ответственность за принятые на себя и не исполненные обязательства. В свою очередь ответственность по принятым на себя обязательствам предполагает, в случае их неисполнения, возможность принудительного обращения взыскания на принадлежащее участнику обязательства имущество.

Указанное обуславливает, что с одной стороны для того, чтобы иметь наибольшую прибыль участник экономических отношений должен брать на себя значительный объём обязательств (объём суммы принятых на себя обязательств прямо пропорционален объёму прибыли), а с другой стороны, он же должен снизить риск ответственности за их неисполнение (или исключить вовсе).

И именно как такой способ участия в обязательствах при ограничении риска имущественной ответственности и существует в настоящее время правовая конструкция юридического лица.

Как субъект права юридическое лицо формально не действует от имени и в интересах какого — либо конкретного физического лица, оно принимает обязательства от своего имени и в отношении себя. В силу чего, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица (ч. 2 ст. 56 ГК РФ). Имущественную ответственность за принятые юридическим лицом обязательства не несут не только учредители (участники), но и исполнительные органы организации (генеральный директор, председатель и т. д.).

К указанным лицам по обязательствам организации не могут быть применены меры ни имущественного (арест и реализация имущества, принадлежащего учредителям (участникам), руководителю организации) ни личного (учредители (участники) организации, а также должностные лица юридического лица не могут быть ограничены в праве выезда за пределы Российской Федерации или в пользовании специальным правом) воздействия. В постановлении от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» Верховный Суд РФ специально подчеркнул, что временное ограничение на выезд из Российской Федерации не может быть установлено в отношении руководителя, работников должника-организации.

Таким образом, людской субстрат, воле которого фактически подчинены действия юридического лица, юридически не несёт ответственности за действия организации, совершаемые во исполнение его решений, и формально отделен от юридического лица как такового.

Указанное в свою очередь порождает тот факт, что в настоящее время для российской правовой действительности типичны «компании одного лица». Такие компании не имеют коллектива в виде участников юридического лица, в них может не быть коллектива в виде наемных работников, при этом они пользуются всеми преимуществами юридического лица, главное из которых — ограничение его ответственности по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом2.

Из этого также следует вывод о том, что юридическое лицо, как субъект правовых отношений, в том числе отношений по принудительному исполнению исполнительных документов, не тождественен и полностью имущественно отделён от участвующих в нём и руководимых им физических лиц. Иными словами юридическое лицо есть нечто противоположное физическому лицу.

Но если физические лица, выражающие волю организации, исключены из конструкции юридического лица как субъекта правоотношений, то в наличности, исходя из признаков, определённых в ч. 1 ст. 48 ГК РФ, остаётся лишь некий набор имущества, обособленного от имущества иных лиц.

Юридическое лицо как субъект права, по сути, представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т. е. в наделении законом обособленного учредителями имущества качествами персоны (субъекта)3.

Фактически именно это обособленное имущество и наделяется признаками субъекта правоотношений,