ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Наринэ Юрьевна Абгарян - Манюня - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Парр - Вафельное сердце - читать в ЛитвекБестселлер - Юрий Осипович Домбровский - Хранитель древностей - читать в ЛитвекБестселлер - Элияху Моше Голдратт - Цель-2. Дело не в везении  - читать в ЛитвекБестселлер - Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - читать в ЛитвекБестселлер - Джейн Энн Кренц - Разозленные - читать в ЛитвекБестселлер - Михаил Юрьевич Елизаров - Библиотекарь - читать в ЛитвекБестселлер - Владимир Владимирович Познер - Прощание с иллюзиями - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Ричард Б. Спенс >> История: прочее и др. >> Уолл-стрит и революции в России 1905-1925 >> страница 3
власть без заговора, иначе вы проживёте не слишком долго. Бизнес — то же самое. Как заметил старый добрый Адам Смит в "Богатстве народов", "люди одного и того же ремесла редко встречаются вместе, даже для развлечения, но разговор заканчивается заговором против общества..." Трест — это заговор, как и рейдерские и корпоративные захваты. Заговор порождает заговор. Проще говоря, заговор — это не исключение в человеческом поведении, это норма.

Следует признать, что книга содержит довольно большое количество сносок. Не стесняйтесь игнорировать их, если хотите, но они предназначены для того, чтобы показать, откуда взялась информация; то есть, что это не просто домыслы, возникшие из воздуха. Везде, где это было возможно, я старался полагаться на первичные документы и современные отчёты. Газеты — очень важный источник. Это не означает, что все, что появилось в них или в любом официальном документе, обязательно является точным. Вряд ли. Но они действительно показывают то, что люди или некоторые люди считали правдой в то время, и именно эта вера сформировала их реальность и их действия. Старые газеты также содержат много подробностей, которые творцы официальной истории предпочли забыть или проигнорировать.

Хотите верьте, хотите нет, но в попытке сократить количество сносок я решил не приводить некоторые подробности, в основном о путешествиях и иммиграционных записях. Там будет много ссылок на даты прибытия или отъезда, выдачи паспортов и т.д. Если не указано иное, все они почерпнуты из оцифрованных общедоступных записей, доступных через Ancestry.com или аналогичные сайты.

Я надеюсь, прежде всего, что книга будет вам интересна, согласны вы или нет со всем, что в ней говорится. Я надеюсь, что это ответит на некоторые вопросы и заставит вас задуматься о других. И я также надеюсь, что, может быть, вам это действительно понравится.

Пролог

13 мая 1917 года русский революционер-путешественник Лев Троцкий прибыл в Христианию (Осло), Норвегия. Он собирался начать последний этап долгожданного возвращения в Россию, родину, на которую его нога не ступала уже 10 лет. Однако его первой остановкой был телеграф в Христиании, где он отправил краткое сообщение в Петроград: "После месяца английского плена я приезжаю в Петроград с семьёй 5/18 мая".[2] Получателем сообщения был некто Абрам Львович Животовский.

Троцкий действительно провёл большую часть предыдущего месяца, прохлаждаясь в канадском лагере для военнопленных/интернированных в Амхерсте, Новая Шотландия. Британские власти освободили его и группу товарищей 21 апреля, но затем им пришлось больше недели ждать лайнера, который доставил бы их в Скандинавию. Жена Троцкого и двое маленьких сыновей тем временем терпеливо ждали в отеле Галифакса.

Ещё в начале января маленькая семья поселилась в Нью-Йорке. Хотя они прожили там немногим более двух месяцев, пребывание Троцкого в Нью-Йорке стало важной вехой в его карьере, возможно, решающей. Именно там он получил потрясающую новость о том, что революция снова пришла в Россию. Царь пал. Его место заняло Временное правительство. Троцкий, как и многие другие изгнанники, был полон решимости вернуться домой и присоединиться к революции, которая, как он был уверен, только начиналась. Теперь его цель была почти в пределах досягаемости. Судьба или случай ждали его в Петрограде.

Но кто такой Абрам Животовский, и почему Троцкий именно ему сообщиает о своём прибытии? Почему британцы прервали его возвращение домой и почему позже они отпустили его? Во-первых, как Троцкий оказался в Нью-Йорке, что он там делал и с кем встречался? И почему присутствие Троцкого там должно иметь какое-то отношение к интересам Уолл-стрит с русской революцией? Все эти и многие, многие другие вопросы будут рассмотрены в последующих главах.

Глава 1. Две империи

Уолл-стрит и революции в России 1905-1925. Иллюстрация № 2
Царь Николай II в замке Балморал, 1896 год, с (слева направо) царицей Александрой Фёдоровной, великой княгиней Татьяной, королевой Викторией и Эдуардом, принцем Уэльским

Империя царя

В своей знаменитой работе 1835 года "Демократия в Америке" Алексис де Токвиль заметил, что "в мире есть... две великие нации, которые, кажется, стремятся к одной цели, хотя и начали с разных точек: я имею в виду русских и американцев".[3] "У них разные отправные точки, они идут разным курсом, — добавил он, — но каждая из них, похоже, отмечена волей Небес, чтобы влиять на судьбы половины земного шара". Таким образом, Америка и Россия шли к параллельным и неизбежно соперничающим Предначертанным Судьбам. Исторически сложилось так, что это оказалось абсолютно верным.

Вечно цитируемый Уинстон Черчилль, как известно, описал Россию как "загадку, окутанную тайной, внутреннюю и непонятную". Реальность — это скорее набор парадоксов. В ХХ веке Российская империя была самой большой страной на Земле. Только обширная Британская империя могла претендовать на большую территорию. Подобно британской империи, Россия правила ошеломляющим множеством национальностей, языков и религий. Русские, по сути, составляли менее половины населения. 11% были мусульманами того или иного толка и 5% евреями. Миллионы поляков, финнов, латышей и других народов жили под властью династии Романовых: одни были довольны, другие — в отчаянии. Россия считалась одной из великих держав и могла похвастаться самой большой армией на земле. Тем не менее, в 1904-05 годах она не смогла победить маленькую, выскочку Японию.

На огромных просторах России, почти в 3 раза превышающих площадь континентальной части США, находилась огромная сокровищница природных богатств. Благодаря этим ресурсам царские владения должны были стать самыми процветающими в мире. Россия была благословлена обильными людскими ресурсами. За 20 лет между 1897 и 1917 годами её население выросло почти до 180 миллионов человек, что почти вдвое больше, чем в Соединённых Штатах. Однако около 85% этих людей теснились в тех 20% территории, которые составляли Европейскую Россию. Вместо всеобщего процветания царила повсеместная бедность. Три четверти населения зарабатывали на жизнь за счёт земли. Бедность и разочарование порождали недовольство.

Неудивительно, что многие внутри и за пределами России считали её "отсталой" страной, и этот образ усиливался её политической системой. До 1906 года Российская империя была самодержавием, единственным источником власти в которой был царь. Не было ни конституции, ни парламента, ни политических партий – по крайней мере, легальных. Когда после революции 1905 года установился конституционный порядок