ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Джон Бэнвилл - Черноглазая блондинка - читать в ЛитвекБестселлер - Рэй Дуглас Брэдбери - Кода к книге «451 градус по Фаренгейту» - читать в ЛитвекБестселлер - Николай Максимович Цискаридзе - Мой театр. По страницам дневника. Книга I - читать в ЛитвекБестселлер - Влада Ольховская - Существо - читать в ЛитвекБестселлер - Влада Ольховская - Три цветка Индонезии - читать в ЛитвекБестселлер - Франческа Картье Брикелл - Картье. Неизвестная история семьи, создавшей империю роскоши - читать в ЛитвекБестселлер - Елена Архипова - Научи меня жить - читать в ЛитвекБестселлер - Юлия Ефимова - Игра вынужденных убийц - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Татьяна Владимировна Перели >> Биографии и Мемуары и др. >> На юг. История семьи >> страница 29
велено унести его обратно. В нашем доме находилось место хомякам, белым мышам, попугаям, кошке и черепахе.

А когда появилась настольная игра Монополия, мы с бабушкой Шурой часами покупали предприятия, строились и банкротились.

Наши отношения были по-сибирски сдержанны, и всякие там обнимашки-целовашки вошли в нашу жизнь примерно тогда, когда мы, внуки, обзавелись своими семьями и стали уже совсем южанами.

Одесса

Итак, пошли правнуки. Постепенно Шура переехала к нам в Одессу, водилась с Артёмом, а потом и с Максимом. Когда родился Максим, она обновила имидж и представилась ему как баба Саня.

Бабе Сане шёл девятый десяток. Она жила с нами на девятом этаже, разгадывала кроссворды, смотрела передачи о моде и здоровье, читала, гуляла с Максимом на улице. На улицу собирались всегда тщательно.

– Что за куртку страшную ты ему напялила? Эта шапка не подходит к куртке, я с ним таким не пойду. Одень его поприличнее, – она в курсе модных веяний и следит за одеждой.

На своём 90-летии, в ресторане молдавской кухни на берегу лимана, она была само обаяние, купалась во внимании близких, танцевала с внуком Алёшей, и обещала так же станцевать на столетие. Когда Юля спросила, в чём секрет её долголетия, баба Саня ответила многозначительно и коротко – «надо меньше жрать». Она не обращается к врачам, и практически не болеет. Она мало ест, летом нажимает на салаты, и регулярно устраивает себе голодный день. Но вкусненькое любит, и, как она говорит, «ест глазами». Любит кагор, не отказывается и от «фронтовых» ста грамм на день Победы.


На фото: Празднуем бабушкино 90-летие.



На юг. История семьи. Иллюстрация № 54

В 2014 мы из двухкомнатной квартиры перебрались в дом за городом. Она сильно ругалась, какой большой мы построили дом. Ещё подумают, что миллионеры. Не нравится, уеду отсюда. Но не уехала. Выбила себе огород на шесть соток, и уже на десятом десятке сама его обрабатывала, и кормила нас натурпродуктами: огурцами, помидорами, кабачками, смородиной, малиной, клубникой… Варила супы, пекла пироги, а долгими зимними вечерами собирала пазлы на пару тысяч штук каждые, разгадывала кроссворды, и смотрела свои любимые передачи. «Я кремень» – сказала она нотариусу при продаже квартиры, и для убедительности сжала руку в кулак. Когда по телевизору объявили, что в Украине началась война, она деловито спросила: что, сухари сушить будем?

Прибрежное. Продолжение следует…

В 2017, в возрасте 92 лет, бабушка Саня решила переехать к сыну. Так вот, кремень, он всегда кремень. Она сама собрала и упаковала свои вещи, хотя их было довольно много. Сама договорилась, кто и когда её повезёт. Собралась, как всегда, заранее, как солдатик. Расставаться оказалось невероятно грустно.

У неё всегда есть чему поучиться. Её жизненная сила в любви к самой жизни. Она черпает энергию в труде – огород, кухонные заботы, вязание. Ей интересно всё – сериалы, книги, кроссворды, как дела у внуков и правнуков. Живя с ней, я научилась примиряться, уступать, философствовать и безусловно любить.

Через все переезды в своей жизни Шура-Саня сохранила дедушкины письма, и даже послевоенный кусок янтаря. Цепочку они продали, а янтарь бабушка подарила правнуку Максиму.

У бабушки Сани двое детей, пятеро внуков и десять правнуков. Старшие правнуки уже работают. Девчонки – умницы и красавицы. Младший, Вовчик, пока покоряет садик. Алексей не увидел правнуков, но он продолжает жить в каждом из них.


На фото: баба Саня с правнуками на своё 95-летие



На юг. История семьи. Иллюстрация № 55

***

Дедушка Алёша многие годы мечтал о переезде на юг, но пожить там ему посчастливилось недолго. Жизнь у моря, тёплый климат, изобилие овощей и фруктов нам кажется чем-то обычным. Со временем мы перестаём ценить то, что имеем. И всегда хотим чего-то ещё, лучшего, большего, другого. Изучение его жизни взрастило во мне огромное чувство благодарности за эту жизнь у моря, которое я очень люблю.

Володя с Галей успели съездить в Сибирь. Посетили места молодости, встретились со многими старыми друзьями. Саша Плотко приезжал потом сюда, к своей маме Шуре.


На фото: Правнук Максим испёк торт на Шурино 95-летие.



На юг. История семьи. Иллюстрация № 56

Недавно дядя Володя покинул нас. Накануне ухода он сказал, что прожитой жизнью доволен, дети и внуки растут хорошие, он любит всех и гордится каждым. Единственное, о чём жалеет, что ещё раз не удалось съездить в Сибирь. Он приходил ко мне во сне, показывая, что у него всё хорошо, и он по-прежнему с нами.

***

Итак, книга дописана. Скоро у бабушки Сани день рождения, ей исполнится 96. Я хочу, чтобы она подписала эти книги для своих правнуков. Надеюсь, что ей понравится мой подарок. Дедушка Лёша, держим кулаки!

Эту идею с подарком мне подал мой муж, и вообще он меня очень подбадривал в написании этой книги, за что я ему безмерно благодарна. Всё это можно назвать увлекательным путешествием во времени. Конечно, в книгу вошло не всё, да и не было такой цели. Надеюсь, что вошло главное.

Я постаралась передать всё теми же словами, какими я это услышала, без прикрас и преувеличений. Если уж кто-то из участников моих интервью был не точен в своих показаниях, то давайте закроем на это глаза, и не будем упрекать автора. Смайлик. Пока я писала, я ещё больше полюбила героев этой истории, а значит и себя саму.

Я благодарна всем, кто помог мне собрать информацию. Бабушка Саня, она же Шура, она же Тамара, в свои 95 всё помнит, и мы с ней провели много интересных дней и часов в разговорах. Дядя Володя оставил красивые воспоминания о дедушке Алёше и жизни в Сибири. Это была находка. Дедушка написал письма, а бабушка их сохранила. Делились воспоминаниями тётушки.

Мы до сих пор собираемся на праздники в доме дяди Вовы в Прибрежном. Делимся новостями и вспоминаем детство. Самый младший правнук ещё маленький, поэтому в доме всегда весело. Я хочу, чтобы у каждого из правнуков была история нашей семьи, и они могли прочитать её тогда, когда придёт время.

Если вы когда-нибудь потеряете жизненные ориентиры, помните, что за вами стоит целый род. Они смотрят на вас, любят, и поддерживают всеми силами.

А мы, день за днём, продолжаем писать нашу историю…