Литвек - электронная библиотека >> Юрий Никифорович Данилов и др. >> История: прочее и др. >> Конец российской монархии >> страница 2
деятельности этого выдающегося офицера русской армии.

Юрий Никифорович Данилов родился 13 (25) августа 1866 г. в Киеве. Его родители были потомственные дворяне, что и предопределило дальнейшую судьбу мальчика. Данилов получил военное образование во Владимирском кадетском корпусе (Киев) и Михайловском артиллерийском училище (Петербург). Уже в юности он выделялся среди своих сверстников. «В нем соединялись отличные способности с трудолюбием. Всегда серьезный, как бы сосредоточенный в себе, он туго сходился с товарищами и только с некоторыми держался свободно и приветливо», — вспоминал его однокашник К. К. Эггер.

По окончании в 1886 г. училища в чине поручика Данилов был назначен в 27-ю артиллерийскую бригаду, дислоцировавшуюся в Вильно (Вильнюс). В 1889 г. он поступил в Академию Генерального штаба, которую окончил в 1892 г., и был назначен на должность командира роты в Киевском военном округе.

«В то время командующим этим округом был хорошо известный в русской армии и за рубежом выдающийся военный деятель и педагог генерал М. И. Драгомиров, — пишет военный историк В. А. Авдеев. — В обучении и воспитании солдат командир роты следовал драгомировской методике». Успешно пройдя цензовое командование ротой, штабс-капитан Данилов был переведен в Генеральный штаб с назначением помощником старшего адъютанта штаба Киевского военного округа. Здесь он занимался вопросами мобилизации. Так, в конце 1895 г. Данилов участвует в работе особых комиссий по поверке подготовительных мобилизационных работ гражданских учреждений и их готовности к проведению самой мобилизации. Итогом участия в деятельности этих комиссий явилась разработка совместно с капитаном Писа-ревским и публикация в 1897 г. пособия по службе мобилизации. Книга получила высокую оценку Драгомирова и вскоре вышла вторым изданием.

Это обстоятельство способствовало скорому продвижению Данилова по служебной лестнице. Он прошел последовательно все ступени штабной службы, сначала в мобилизационном отделе, затем начальником отдела образования и устройства войск и, наконец, начальником оперативного отделения главного штаба. Одновременно в этот период Данилов занимался преподавательской деятельностью в военных училищах и офицерских школах, вел практические занятия в Академии Генерального штаба, а также активно выступал на страницах военной периодической печати.

После выделения самостоятельного Главного управления Генерального штаба (ГУГШ) он, к тому времени уже полковник, в мае 1906 г. назначается на должность помощника 1-го обер-квартирмейстера Генерального штаба. Однако уже в конце года Данилов получает в свое командование 166-й Ровенский пехотный полк в Киеве. В октябре 1908 г. в его служебной карьере происходит очередной поворот: он возвращается в ГУГШ на должность 1-го квартирмейстера, а с 1909 г. становится обер-квартирмейстером, т. е. лицом, отвечающим за разработку планов стратегического развертывания вооруженных сил России в случае войны. На этом посту полковник, а затем генерал Данилов оставался до начала Первой мировой войны.

2 августа (19 июля) Данилов назначается генерал-квартирмейстером при Верховном главнокомандующем. В первый год войны ему также приходилось выполнять обязанности начальника штаба, так как генерал Н. Н. Янушкевич, сознавая свою неподготовленность к штабной службе, самоустранился от оперативной работы. Именно Данилов был в этот период инициатором и составителем всех планов операций.

В августе 1915 г. после отставки Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича Данилов был назначен на должность командира 25-го армейского корпуса. С августа 1916 г. он — начальник штаба главнокомандующего армиями Северного фронта. После Февральской революции, назначенный командующим 5-й армией Северного фронта, активно сотрудничает с Временным правительством, готовится к наступлению на фронте. Но солдатские массы уже не хотели воевать. Все усилия генерала Данилова не дали никаких результатов. Наступление 5-й армии провалилось.

После корниловского мятежа ряд высших офицеров был уволен из армии, Данилова же включили в резерв чинов при штабе Петроградского военного округа, где его и застала Октябрьская революция.

В 1918 г. Данилов поступает в распоряжение ГУГШ и в начале марта в составе делегации от Советского правительства участвует в подписании Брестского мира. Относясь к этой миссии как к тягчайшей обязанности, так как был противником заключения Россией сепаратного мира, Данилов все же соглашается участвовать в переговорах, считая, что в условиях военного времени индивидуальные побуждения должны отступать перед задачами службы.

По возвращении в Петроград Юрий Никифорович вместе с группой генералов и офицеров занимался разработкой плана создания новой армии, который, однако, не был принят большевистским правительством.

Не найдя общего языка с большевиками и глубоко потрясенный унизительными условиями мира с Германией, он 25 марта 1918 г. подал в отставку и уехал из Петрограда сначала в Украину, а затем в район действий Добровольческой армии. В 1920 г. Данилов некоторое время занимал пост начальника военного управления в правительстве генерала П. Н. Врангеля, а после поражения белых в Крыму эмигрировал в Константинополь.

Скитаясь по Европе, он в конце концов осел во Франции, где занимался военно-научной литературной деятельностью. «Следует подчеркнуть, что научное и публицистическое наследие Данилова, созданное им в эмиграции, весьма обширно», — пишет В. А. Авдеев. К сожалению, ни одна из работ Данилова (а это, по подсчетам Авдеева, 16 научных трудов и более 60 различных статей) не была опубликована на Родине.

Умер Ю. Н. Данилов в Париже 3 февраля 1937 г.

Обе книги, с которыми предстоит познакомиться читателю, в первую очередь интересны как «повествование от первого лица». Написанные сквозь призму личных переживаний и наблюдений, они, безусловно, субъективны, как любые мемуары. В то же время и Ю. Н. Данилов, и А. Д. Бубнов видят свою задачу не только в том, чтобы как можно точнее изложить события, но и в том, чтобы проанализировать их, понять подоплеку различных политических движений, высказать свою точку зрения на ту или иную проблему, в частности на причины поражения России в Первой мировой войне, разобраться в роковых поворотах империи «на пути к крушению».

Сегодня, когда наконец-то стало возможным анализировать то, что произошло с Россией в 1917 г., без идеологических шор, объективно и беспристрастно, свидетельства таких очевидцев и участников судьбоносных событий, как Данилов и Бубнов, становятся