Литвек - электронная библиотека >> Жюль Верн >> Научная Фантастика и др. >> Вверх дном

Жюль Верн ВВЕРХ ДНОМ


Вверх дном. Иллюстрация № 1

Глава I «Северное Полярное Товарищество практических деятелей» выпускает свои объявления


— Итак, мистер Мастон, вы полагаете, что женщина не способна содействовать прогрессу точных и опытных наук?

— К моему великому сожалению, миссис Скорбит, я должен признаться в этом, — ответил Мастон. — Среди женщин, в особенности русских, было несколько выдающихся математиков — это я признаю охотно; но в общем природа одарила их своеобразным строением мозга, и на свете нет женщины, которой суждено было бы сделаться Архимедом или — что еще меньше возможно — Ньютоном.

— О, мистер Мастон! Позвольте мне протестовать от имени всего нашего пола…

— Именно потому и полного прелести, что он лишен способности к отвлеченным наукам…


Вверх дном. Иллюстрация № 2
— Следовательно, по-вашему, мистер Мастон, падающее яблоко ни одну женщину не навело бы на открытие закона всемирного тяготения?

— При виде упавшего яблока, миссис Скорбит, женщине никогда не пришло бы на ум иной мысли, как только съесть его!!

— Ну, для меня теперь ясно, что вы отрицаете в нас всякую способность к высшему умственному развитию!

— Всякую способность?.. Нет, не скажу этого; но не могу не обратить вашего внимания на то, что не нашлось еще женщины, ум которой дал бы в области науки что-либо аналогичное открытиям Евклида, Кеплера и Лапласа.

— Разве это может служить доказательством нашей неспособности? Разве будущее всегда совпадает с прошедшим?

— Гм!.. Во всяком случае то, чего не случилось в течение тысячелетий, без сомнения, не случится никогда!..

— И потому нам остается сложить оружие и признать, что мы способны лишь быть…

— Нашими добрыми гениями! — подхватил Мастон со всею любезностью, на какую был способен ученый, начиненный всякими иксами. По-видимому, она вполне удовлетворила миссис Скорбит.

— Итак, — продолжала она, — каждому свое. — Оставайтесь великим математиком. Увлекайтесь вашими формулами и отдайтесь всецело проблемам того великого предприятия, которому вы и друзья ваши собираетесь посвятить свою жизнь. А я займу скромное место доброго гения, придя на помощь вашему делу деньгами…

— Чем заслужите вечную нашу благодарность, — ответил Мастон.

Щеки миссис Скорбит покрылись восхитительным румянцем; объяснялось это тем, что она питала если не ко всем ученым, то, во всяком случае, к своему собеседнику глубокую симпатию.

Огромное предприятие, на которое богатая американская вдова собиралась пожертвовать часть своих капиталов, действительно заслуживало этого и состояло в следующем.

В 189… году у правительства Северо-Американских Штатов (ныне они называются США — прим. ред.) возник неожиданный план пустить с торгов еще совершенно неизвестную, никем неисследованную территорию в Полярной области. Приобрести ее поставило себе целью одно вновь образовавшееся американское общество.

В Америке, как известно, нет такого смелого, невероятного предприятия, которое не нашло бы себе поддержки и сторонников, готовых рискнуть и вложить в дело свои средства. Пример мы уже видели несколько лет тому назад, когда Балтиморский пушечный клуб, задавшись целью установить сообщение с Луной, остановился на проекте перебросить на спутник нашей Земли снаряд. Мало ли нашлось тогда смелых янки, немедленно раскрывших свои кошельки? И если этот почти несбыточный план осуществился, то только потому, что два очень богатых члена клуба взяли на себя большую часть расходов по этому безумно рискованному предприятию.

Вообще, явись когда-нибудь второй Лессепс[1] и предложи прорыть канал через всю Европу и Азию, от Атлантического океана до Китайских морей; или гений-инженер с предложением пробуравить Землю до самых глубоких ее недр, чтобы воспользоваться даровым подземным теплом; или предприимчивый электротехник, со смелой мыслью соединить воедино все рассеянные по земному шару электрические точки для получения непрерывного, неиссякаемого источника света и тепла; или какое-нибудь новое светило из строителей с идеей соорудить вместилища необъятных размеров для хранения излишка летнего тепла, чтобы урегулировать этим температуру зимы,[2] — словом, на всякое предприятие американцы откликнулись бы. Любая затея всегда найдет себе среди них первых сторонников, и уж тогда доллары польются, как воды великих рек Америки в лоно океанов.

Понятно поэтому, что слух о намерении правительства — оставить Полярную область за предложившим на торгах наибольшую цену — возбудил живейший интерес.

Использовать на пользу человека полярные страны! Поистине, эта мысль могла зародиться только у безумцев!

А между тем, ничто не могло быть серьезнее этого проекта: в газете «Нью-Йоркский Герольд»[3] появилось первое объявление, являвшееся обращением ко всему свету, и в номере от 7 ноября десятки тысяч подписчиков прочитали сообщение об оригинальных торгах, быстро обежавшее весь коммерческий и ученый мир. Опубликованный документ гласил следующее:


«К сведению жителей обоих полушарий.

Область Северного полюса, находящаяся по ту сторону восемьдесят четвертого градуса северной широты, не могла быть эксплоатирована по той причине, что она еще не исследована.

Эта еще неисследованная область должна считаться пока общим владением всех государств земного шара и может сделаться частной собственностью одного из них с публичных торгов. А потому Северо-Американские Штаты решили заняться отчуждением этой области.

В Балтиморе уже образовалась компания под названием «Северное Полярное Товарищество практических деятелей», официально взявшее на себя защиту интересов Северо-Американских Штатов. Общество это задалось целью приобрести на правах собственности указанную область со всеми ее островами, материками, скалами, морями, озерами, реками и ручьями, будут ли они покрыты льдом вечно, или будут в летнее время освобождаться от него.

Приобретенное право собственности ни в коем случае не может быть отменено в силу давности и останется неотъемлемым даже в том случае, если бы с земным шаром произошли какие-либо изменения в географическом или климатическом отношениях.

О всем изложенном извещаются жители обоих полушарий для того, чтобы все государства могли принять участие во всемирном аукционе, причем право собственности останется за тем, кто предложит высшую цену.

День аукциона назначен на 3 декабря