ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Наталия Ивановна Курсевич - Мир разделился на светлый и темный - читать в ЛитвекБестселлер - Александра Борисовна Маринина - Отдаленные последствия. Том 2 - читать в ЛитвекБестселлер - Бен Орлин - Математика с дурацкими рисунками. Идеи, которые формируют нашу реальность - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс Клавелл - Избранное - читать в ЛитвекБестселлер - Мари-Селин Исайя - Империи Средневековья. От Каролингов до Чингизидов - читать в ЛитвекБестселлер - Мичио Каку - Уравнение Бога. В поисках теории всего - читать в ЛитвекБестселлер - Люсинда Райли - Сестра луны - читать в ЛитвекБестселлер - Ричард Томас Осман - Клуб убийств по четвергам - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Иосиф Феликсович Лемешек и др. >> Юмористическая проза и др. >> Когда падают шишки

Когда падают шишки

Когда падают шишки. Иллюстрация № 1

СЕМЕРО С ЮЖНОГО УРАЛА

Перед вами, дорогой читатель, лежит книжечка, в которой семь молодых товарищей-южноуральцев поместили свои сочинения. Свежие и умные. И само собой разумеется, смешные.

Многие явления современной жизни стали объектом описания в тех рассказах и сценках, миниатюрах и афоризмах, которые включены в сборник. И широта эта легко объяснима: все семь авторов имеют основную профессию. Каждый из них на своем участке жизни работает и наблюдает тот кусок действительности, что сопряжен с его деятельностью.

Александр Петрин — работник торгового аппарата. Нет, он не сидит в магазине за прилавком. Петрин — один из организаторов нашей торговли. Сперва он работал в потребительской кооперации, а ныне — в городской торговой сети осуществляет надзор и административную помощь тем «точкам», которые знакомы вам, товарищ читатель, по вашим ежедневным покупкам. Потому и рассказы Петрина столь живо и достоверно описывают повседневную жизнь и села и города…

Иосиф Лемешек прошел извилистый путь: он был и зубным техником, и киномехаником, и преподавателем, работал в научно-техническом обществе… А сейчас трудится на должности инженера по патентам. Посмотрите новеллы и юморески Лемешека, и вы поймете, как ему пригодились его скитания по жизни!

Александр Сазоненко — сотрудник районной газеты. Но его короткие рассказы о детях совсем не похожи на те очерки и отчеты, статьи и заметки, которые он пишет для своей газеты. Кто же не знает, что газета ставит перед своими авторами другие задачи, требует другого стиля, нежели мягкие по интонации описания детской психологии, воспроизведение языка ребенка, его интересов и поступков? Но Сазоненко справляется с обеими этими задачами. В газете он оперативен и четок, а в сборнике он предстает как мягкий и тонкий наблюдатель детской жизни. И мы благодарны ему за эти небольшие сюжеты, раскрывающие душу ребенка.

Андрей Никитин — рабочий из Магнитогорска. И он тоже берется за перо, чтобы описать нам забавный случай, в котором главным действующим лицом является мальчик. Только у Никитина, помимо Вовки, которому, очевидно, лет семь, мы видим еще и Вовкиных родителей. И такой косвенный показ супружеской пары и их знакомых делает фигуры взрослых более острыми, впечатляющими. Не говоря уже о том, что и мальчик обрисован здесь занятно и весело…

Евгений Давыдов живет и работает в Оренбурге. Журналист Давыдов представлен достаточно обильно, ибо он умеет видеть многое. И то, что видит, превращает в подлинные сатирические произведения. Сценка, фельетон, юмористический рассказ — все в возможностях Давыдова. Многие темы ему под силу, потому что молодой автор и внимательно всматривается в окружающую его действительность, и умеет находить форму для своих впечатлений…

Михаил Керченко — агроном, живет и работает в Курганской области.

Заканчивают сборник микробасни, афоризмы и шутки Льва Рахлиса. Рахлис работает во Дворце культуры железнодорожников в Челябинске. Но и его тянет к перу. Как мы видим, правильно тянет: в трудном жанре малой формы сатиры он создает неглупые и смешные строки.

Наверное, меня можно упрекнуть в том, что я чрезмерно коротко говорил здесь об участниках сборника. Но я это сделал сознательно: я сам столько раз страдал от длинных предисловий, что никогда не позволю себе мучить читателя таким способом.

Очень хорошо, что на Южном Урале есть свои юмористы. Поздравляю с этим авторов и читателей настоящей книжечки!


В. АРДОВ

А. ПЕТРИН

Когда падают шишки. Иллюстрация № 2

ПРОСВЕТИТЕЛЬ ИЗ БОЕВО

Когда падают шишки. Иллюстрация № 3
За окном правления боевского сельпо грязь и слякоть. С утра дождик сеет, как сквозь сито, нагоняет тоску. Воробьи, мокрые, взъерошенные, попрятались под карнизы домов. Вид у них унылый и задумчивый.

С таким же видом сидит у стола председателя сельпо Петра Кузьмича Бабкина щуплый молодой человек в очках, в мокром прорезиненном плаще и больших кирзовых сапогах, облепленных грязью, — только что приехавший из города товаровед отдела по торговле книгой облпотребсоюза Виталий Спирин.

Зато сам председатель правления сельпо Петр Кузьмич Бабкин так и пышет весельем: его толстые тяжелые щеки красные-красные, и кажется, именно от этих щек, а не от жарко натопленной печи так тепло в маленькой комнатке.

— А!.. Из книжного отдела… Рад! Рад!.. — в который уже раз повторял Петр Кузьмич. — Люблю, знаете, книгу… Хотя, ежели говорить самокритично и без лакировки действительности, разных там институтов не кончал. Но — самоучка… До многого дошел своим путем… Науки уважаю. Знаешь, сколько раз пчела махает крыльями? Не знаешь? То-то!.. Двадцать шесть тыщ раз в минуту. А ты думал?.. Научно обоснованный факт! Это тебе, брат, не в носу ковырять! А еще читал я недавно в одном научном тоже журнале: в какой-то местности «снежный человек» объявился. Здоровенный, понимаешь, детина, — как бы не соврать, — трех метров ростом, питается исключительно мышами, и по-нашему ни бе, ни ме. Вроде глухонемого. Вот я все думаю: что, ежели его водкой напоить и по селу пустить, а?

Петр Кузьмич покровительственно похлопал гостя по плечу и великодушно пообещал:

— Ну, мы с вами на научные темы еще поговорим… Хотя, ежели правду сказать, не время выбрали вы ехать, товарищ уполномоченный, ох, не время!.. Дороги у нас, прямо сказать, неважные и, обратно же, — хе-хе! — погода… Стихии природы, так сказать… Тут уж ничего не попишешь. За границей вот, говорят, везде асфальт. Я читал: на каждого жителя приходится до четырех гектаров замощенной площади… Тут у нас налицо имеется некоторое отставание, как думаете, а? Но вы человек, я смотрю, молодой, хоть и в очках, для вас, так сказать, проминаж, а?

— Как у вас с распространением книг? — перебил его Спирин.

— Книг? Хе-хе-хе!.. — Петр Кузьмич развеселился еще больше и плюхнулся в кресло, жалобно взвизгнувшее под его грузным телом. — Полный ажур! Хотя, ежели правду говорить, трудная эта штука, книга-то… Писателям что? Купил себе пятерку тетрадей, сел да накатал. Один, забыл фамилию, в день по роману писал! Научно обоснованный факт, сам читал в календаре. Ну и, само собой… эти самые… пети-мети… загребал соответственно… Дом нажил, поместье. Бесплатно он тебе заявление в нарсуд не напишет, не то что книжку с картинками. Жил, как фон-барон Мюнхаузен!.. Тут у нас, в Боеве