Литвек - электронная библиотека >> Александр Витальевич Лоза >> Историческая проза >> Корабельные будни офицера 7-го ВМФ >> страница 130
виде Георгиевского креста, установленный на Корабельной стороне в Севастополе.

В случае с «Новороссийском» — советское руководство выдало за погибших по тридцать тысяч рублей и постаралось забыть. Это выразилось в завесе секретности и в замалчивании трагедии, в вычеркнутых из жизни флота фамилиях, в невозможности в последующие годы собираться ветеранам «Новороссийска» открыто, под именем своего корабля.

Офицеры — дальневосточники, как и весь советский флот, с болью переживали трагическую гибель линкора. У Виталия Лозы на «Новороссийске» служили однокашники по Каспийскому Высшему Военно-Морскому училищу, но данных о погибших, еще не было…

В наше время бытует версия, что столь «своевременная», для Хрущева, трагедия «Новороссийска», послужившая основанием для расправы с нелояльным ему высшим руководством военно-морского флота, не была случайной. Интриги в руководстве страны и военного ведомства, принижение роли ВМФ и его Главнокомандующего, гибель линкора «Новороссийск», привели к тому, что Постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1955 года Н.Г. Кузнецов был снят с должности Первого заместителя министра обороны СССР и Главнокомандующего ВМФ СССР, понижен в звании до вице-адмирала с формулировкой: «За неудовлетворительное руководство Военно-Морским флотом снять с занимаемой должности главнокомандующего Военно-Морским флотом Адмирала Флота Советского Союза товарища Кузнецова Н.Г. и зачислить в распоряжение Министра обороны».

Известная публицист О. Грейг в книге «Русский царь Иосиф Сталин: все могло быть иначе» пишет, как все это произошло: «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.

Кузнецов был вызван к министру обороны СССР Г.К.Жукову … «в течение 5–7 минут в исключительно грубой форме было объявлено о решении снизить в воинском звании и уволить из рядов Вооруженных Сил СССР…»

Как писал позже флагманский штурман Черноморского флота капитан 2-го ранга А.Н.Мотрохов, член экспертной комиссии под руководством академика М.А. Лаврентьева, входившей в состав Правительственной комиссии по расследованию причин гибели «Новороссийска»: «Катастрофа с линкором «Новороссийск» ускорила пересмотр программы кораблестроения, а, главное, обеспечила «законность» расправы с неугодным и непослушным адмиралом Н.Г.Кузнецовым. Он был снят с должности и второй раз понижен в звании, а потом, в довершении уволен со службы.

Большинство военных моряков, знавших Кузнецова, тяжело восприняли эту несправедливую расправу над великолепным флотоводцем и государственным деятелем, с которым считался даже Сталин.

Было очевидно, что эта расправа была спланирована давно, и катастрофа на линкоре «Новороссийск» послужила для этой цели удобным поводом…»

После этого была проведена смена командования Черноморского флота на лояльных Хрущеву людей.

Многие флотские офицеры тяжело переживали расправу, иначе тогда об этом и не говорили, над Кузнецовым. Было известно, что в связи с ухудшением здоровья, еще за полгода до трагедии в Севастополе, перенесший инфаркт миокарда Главнокомандующий ВМФ Кузнецов находился на длительном излечении, но, несмотря на это, ему поставили в вину гибель боевого корабля и большей части личного состава.

В октябре 1955 года в Севастополе под руководством Н.С. Хрущева было проведено совещание членов правительства, руководства Министерства обороны и ВМФ по выработке путей развития флота на предстоящее десятилетие. Первым выступил Н.С.Хрущев: «При современных средствах обнаружения, связи, мощных ракетных средствах поражения, могут ли выполнять свои задачи надводные корабли при своих крупных размерах? Надводные корабли станут обузой… Верю в подводные лодки… Нужно совершенствовать противолодочное оружие эскадренных миноносцев. Эти корабли должны обладать способностью эффективно решать задачи ПЛО и ПВО…».

Министр обороны Г.К. Жуков высказался более определенно: «Строительство новых надводных кораблей должно быть направлено в целях обеспечения подводного флота… Предпочтение следует отдать строительству легких быстроходных крейсеров с ракетным вооружением, эскадренных миноносцев с ракетами ближнего действия, сторожевых кораблей, охотников за подводными лодками и тральщиков».

Современные историки флота считают, что в те годы мнения высших руководителей страны, во главе с Хрущевым, по многим позициям, касающимся развития флота, были противоречивыми, а взгляды на эффективность различных родов сил Военно-Морского флота весьма поверхностными. Существовали противоречия о путях строительства флота и в среде самих военно-морских специалистов. Но, это все были теоретические, хотя, и далеко идущие споры. Споры, от которых зависело будущее советского флота.

Напряженность в мире не снижалась. Очередной шпионски скандал с разоблачением советскими спецслужбами американских шпионов еще больше накалил обстановку. В СССР были пойманы с поличным агенты американской разведки Ганс Тоомола и Калью Кукк. Во время задержания Ганс Тоомола попытался оказать вооруженное сопротивление, и был убит. Калью Кукк предстал перед советским военным судом и, по его решению, был приговорен к высшей мере наказания.

Американская доктрина «холодной» войны» подразумевала «балансирование на грани «горячей» войны». Действительно, война стояла у нашего порога.

Советский Тихоокеанский флот повседневно повышал боевую выучку, выполняя поставленные перед ним задачи по планам Боевой подготовки 1955 года. Эскадренный миноносец «Вспыльчивый» ошвартовался у причала в бухте Постовой. Как только подали трап, командир капитан 2 ранга Кривоносов под длинную трель свистка старпома и громкую команду «Смирно!», козырнув флагу, быстро сошел на стенку. Его срочно вызвали в штаб бригады…

…Миновав пролив Лаперуза, миноносец «Вспыльчивый» увеличил ход. Порывистый норд-ост гнал вспененные волны, вздымая их все выше и выше. С мостика капитан- лейтенант В. К. Лоза видел, как «Вспыльчивый» настигает огромная волна, в несколько раз длиннее миноносца, а под килем километры глубины… С каждой пройденной милей ветер крепчал. Огромные волны поднимались у борта эсминца, словно горы. Их седые гребни напоминали Виталию хребты Сихотэ-Алиня, еще вчера видневшиеся на горизонте. Тяжелая килевая качка действовала даже на видавших виды моряков, не говоря уже о молодежи.

Эскадренный миноносец «Вспыльчивый», в составе кораблей бригады, выполняя боевую задачу, выходил в Океан…