ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Алексей Решетун - Вскрытие покажет: Записки увлеченного судмедэксперта (3-е изд., расш. и доп.) - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Объятые пламенем - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Восставшие из пепла - читать в ЛитвекБестселлер - Катарина Херцог - Фэй. Сердце из лавы и света - читать в ЛитвекБестселлер - Ирина Борисовна Левонтина - Честное слово - читать в ЛитвекБестселлер - Джейсон Фанг - Интервальное голодание - читать в ЛитвекБестселлер - Полина Луговцова - Санаторий «Седьмое небо» - читать в ЛитвекБестселлер - Жоэль Диккер - Загадка номера 622 - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Тихон Козьмич Чугунов >> Документальная литература >> Деревня на голгофе летопись коммунистической эпохи: от 1917 до 1967 г. >> страница 140
барщины.

Полюбила бригадира,
На работу ходить лень:
Бригадира поцелует,
Он запишет трудодень.
* * *
Полюбила бригадира,
На работу не ходила:
Ночь гуляла, день спала
И ударницей была…
* * *
Маша третий год мечтает
Быть на ферме птичницей:
По три нормы уплетает
Колбасы с яичницей.
Расплата за «романтические повинности» трудоднями, освобождением от работы происходит и тогда, когда «она» является колхозной начальницей, а «он» — крепостным.

Моего бедняжку Ваню
Одолела, видно, лень —
Говорит: «За провожанье
Начисляй мне трудодень…»

«Грабиловка»…
Для того, чтобы колхозные начальники могли обеспечить свою семью, родных и близких хорошим питанием, одеждой, могли обзаводиться домами, — нужны большие средства. Эти средства они достают, разворовывая колхозное добро. «Грабиловку», «растащиловку» частушки рисуют как повседневное явление колхозной жизни.

Вот, например, как живописно изображена самоотверженная деятельность колхозного кладовщика:

Кладовщик Иван Кукушкин
Сил в работе не щадил:
За два дня в свою избушку
Воз зёрна перетащил…
Самым активным деятелем «грабиловки» является управляющий колхозным имением, председатель. Больше всего частушек посвящено ему:

Председателю колхоза
Кони задали вопрос:
«Ты скажи нам, председатель,
Где девался наш овёс?..»
* * *
Про откорм пустые речи
Председатель наш ведёт:
Чтоб жилось ему полегче —
Поросят он продаёт.
Председатель на базаре
Разбазарил поросят.
«Он в торгашеском ударе» —
Так в колхозе говорят.
А в свинарнике приплод
На беду пошёл в расход…
«В расход» пускают колхозные начальники и скот и птицу, оформляя свои преступления «липовыми» документами.

У нас курочки гуляли
И на горке и в лесу.
Девяносто штук пропало —
Все списали на лису…
В оформлении таких «липовых» оправдательных документов председателю колхоза и кладовщику чаще всего помогают бухгалтер и зоотехник. Частушки об их «деятельности» были уже приведены выше.

Нищета наглядная и «любовь заочная»
Так частушки свидетельствуют, что колхозное начальство занимается, главным образом, воровством, пьянством, растранжириванием колхозного добра. А колхозную деревню начальство повергает в трясину нищеты и бедствий.

О жилищах без окон и ремонтных порядках частушка иронизирует:

Здесь же радом ремконтора
Восстанавливает дом,
И хотя прошло три года,
Но стоит он без окон…
«Граждане» самого передового коммунистического государства, жители социалистической деревни, не имеют «лампочки Ильича». Часто они вынуждены обходиться даже без дедушкиной керосиновой лампы, пользуясь лунным освещением…

А как в нашенском колхозе
Света не имеется:
Председатель, видимо,
На луну надеется.
В деревенских лавочках хоть шаром покати: нет ничего, кроме водки да иногда гнилой кильки.

В дождь и слякость в магазины
Возят водку, возят вина,
Но зато здесь нет и нет
Мыла, соли и конфет.
Килька пряного посола,
Для обеда — в самый раз:
Покупая, не забудьте
Одевать противогаз…
Частушки говорят не только о материальных неурядицах колхозников, но также и о душевных их бедствиях: об одиночестве колхозных женщин, их горькой «заочной любви», об увядании без мужа. Нищета колхозной деревни, бегство мужчин в города, горькое одиночество колхозниц — это неизбежный результат жестокого ограбления деревни, бесчеловечной эксплуатации и растранжиривания грандиозных средств на подрывную работу советского правительства во всем мире и на безумно–дорогую пропаганду, в частности, на всякие «спутники» и «лунники».

Разлучила нас дорога,
Дальняя, восточная.
У нас с милым переписка
И любовь… заочная…
Колхозницам всякие «космические зрелища» ненавистны вдвойне: эти дорогие пропагандные игрушки являются одной из важных причин и колхозной нищеты и бегства мужчин в города, т. е. женского одиночества. И колхозницы, слушая пропагандный бум о спутниках и лунниках, вздыхают и горько жалуются друг другу:

Ой, подружка дорогая,
Справедливо или нет:
У Земли давно есть спутник,
У меня же… его нет!..

«От работы прячутся…»
Советское правительство беспощадно ограбляет колхозы. Сельское начальство систематически эксплуатирует и грабит колхозников, растранжиривает их добро и издевательски записывает земледельцам «пустопорожние трудодни». Могут ли колхозники при этих условиях работать прилежно, трудолюбиво и успешно?! «По плате и работа», — говорит народная пословица.

Поэтому частушки нередко говорят о таких колхозницах, которые стараются вообще избежать государственной барщины и на работу не приходить.

Есть такие у нас Маши —
До чего же ловкие:
Выходные дни находят
Всякими уловками.
Маня — девица у нас —
Загляденьице как раз:
И танцует и поёт,
А на ферму не идёт.
«Сербиянку» танцевать —
Первое колено,
А картошку выбирать —
Спина заболела.
* * *
Завершил ученье Коля —
Не затащишь парня в поле.
Советские помещики выгоняют своих крепостных на колхозную барщину. Но выйдя на ненавистную работу, крепостные стараются всяческими способами «от работы прятаться», отлынивать от даровой обузы.

А на поле Маша вдруг
Скрылась за спину подруг,
Ходит и дурачится —
От работы прячется.