ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Джули Старр - Полное руководство по методам, принципам и навыкам персонального коучинга - читать в ЛитвекБестселлер - Роберт Гэлбрейт - На службе зла - читать в ЛитвекБестселлер - Владимир Николаевич Войнович - Малиновый пеликан - читать в ЛитвекБестселлер - Абрахам Вергезе - Рассечение Стоуна - читать в ЛитвекБестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Авиатор - читать в ЛитвекБестселлер - Роберт Тору Кийосаки - Богатый папа... Бедный папа... - читать в ЛитвекБестселлер - Михай Чиксентмихайи - В поисках потока. Психология включенности в повседневность - читать в ЛитвекБестселлер - Энн Тайлер - Катушка синих ниток - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Наталья Владимировна Резанова >> Публицистика >> «Это есть наши последние...» >> страница 2
принимая королевский домен, должен был отказаться от родовых владений. Так поступил Эд в 888 г., передав владения Робертинов младшему брату. Но в 897 г., когда составлялось завещания Эда, он уже потерял сына, а Роберт лишь недавно женился, и детей у него еше не было. Так что если бы Роберт тогда унаследовал корону, Робертины бы лишились своих родовых владений (кстати, когда Роберт все же стал королем, он учел опыт брата, и завещал корону не сыну, а зятю — Радульфу Бургундскому).

После прихода к власти Карла Простого Роберт принес ему присягу и некоторое время верно ему служил. Но потом взбунтовался. Причина, по утверждению Рихера Реймского, была следующая — Роберт оскорбился, что Карл излишне возвышает человека, с его точки зрения, низкого происхождения (это был Хаганон, шурин Карла). Вообще из того, что я читала, создается впечатление, что излишней вспыльчивостью и вспышками ярости в этой семье страдал не Эд, а как раз Роберт. Началась война, и захватить престол Роберту удалось в 922 г., когда Карл был в плену у норманнов. Через год он погиб в бою с войсками Карла.

Роберт был женат дважды, ни одна из его жен не была дочерью Бозона Провансского, которого, к тому же, в описанный период уже не было в живых. Внук Роберта Гуго Капет стал родоначальником династии Капетингов. Хулительная легенда называет Гуго «внуком парижского мясника», что нашло отражение у Данте («Я был Гугон, Капетом нареченный, родитель мой в Париже был мясник» — это Данте отца с дедом попутал). Поскольку дедом Гуго Капета был как раз Роберт, я позволила себе обыграть это в тексте.


ФУЛЬК, канцлер и архиепископ Реймский. А вот этот мерзавцем, несомненно, был. Происходил из высшей знати, был в родстве с Каролингами. Епископом Реймским стал в 883 г. Пока Карл был малолетним, предлагал франкский престол кому ни попадя — лишь бы Эду не достался. Призывал на правление Гвидо Сполетского (но тот умер), германского императора Арнульфа (но тот предпочел поддержать Эда), Бодуэна Фландрского (а вот этот в войну ввязался). Эда в действительности пережил, но ненадолго — был зарезан в июне 900 г., уже в правление Карла, похоже по наводке своего бывшего союзника Бодуэна Фландрского, против которого на тот момент активно интриговал. «Ведастинские анналы» сообщают, что убийцы Фулька были отлучены от церкви, но там нет ни слова, что их казнили. Карла, очевидно, Фульк тоже успел достать по самое не могу.


И еще две коронованные дамы.


Императрица РИКАРДА. Со своим мужем, Карлом Толстым, официально развелась после его смещения с престола все в том же судьбоносном 888 г., заявив, что брак был недействителен, и она, после многих лет замужества, все еще пребывает девицею. Медицинское обследование подтвердило этот факт, и сие было признано достаточным основанием для развода. После чего Рикарда ушла в монастырь. Несчастная женщина, что сказать…


И ее полная противоположность,

Императрица ЮДИФЬ. Легенда о том, что она была еврейкой, и до конца жизни тайно исповедовала иудаизм — скорее всего, легенда и есть. Она была дочерью графа Баварского из рода Вельфов. А вот то, что она была первой в христианской истории женщиной, официально обвиненной в колдовстве, и при том оправданной — это правда. Так что «ведьма» в этом в сюжете все же имеется. Вторая жена императора Людовика Благочестивого, женщина волевая, энергичная, возможно, коварная, несомненно, красивая, Юдифь боролась с пасынками за права своего сына Карла (впоследствии — короля Карла Лысого). Она умерла сравнительно молодой — в том же возрасте, что и Эд. В одной книге мне попалась средневековая миниатюра с ее изображением: как полагается по канону, с белокурыми косами и голубыми очами. Это я тоже позволила себе обыграть.

Что еще? Эду я прибавила почти год жизни — он умер 1 января 898 г., а не в декабре, и не в Лаоне, а в крепости Ла Фер на Уазе. Монастырь Сен-Медард находился не в Лаоне, а в Суассоне. Итальянский поход вымышлен, а Гвидо Сполетского, с которым Эд действительно соперничал за императорскую корону, в то время уже не было в живых. Вилла Фредегонды находилась не рядом с Компьенем, это и был Компьень. Голод и неурожай в правление Эда имели место быть, но начались раньше, чем в романе. Было и вторжение из Германии. Во главе его стоял сын императора Арнульфа Звентибальд. Почему тот пошел в прямом смысле «поперек батьки», бывшего в хороших отношениях с Эдом, не знаю, однако ж Звентибальд вступил в сговор со сторонниками Карла. Однако в решающий момент те предпочли замириться с Эдом, и Звентибальду сролчно пришлось отсупать.

Прочие подробности — в хрониках и исторических трудах, некоторые из который названы выше. Сейчас же я хочу упомянуть книгу, которая повлияла на меня в процессе написания романа больше всего, хотя повествует о гораздо более ранних событиях. Это «История франков» Григория Турского. Оттуда заимствованы некоторые имена и названия, вставные эпизоды, вроде истории убийства префекта Муммола, а сцена самойбийства Альбоина вообще переписана из Григория почти дословно (только я хотя бы оруженосца пожалела).

Вот и все. Тем же, кого огорчила мрачность рассказанной мной истории, в утешение могу сказать одно — в жизни история была другая. Возможно, еще более мрачная.

Любое  коммерческое использование  настоящего  текста  без  ведома  и  прямого  согласия владельца авторских прав НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.


Notes