Литвек - электронная библиотека >> Ярослав Аркадьевич Кеслер >> Языкознание и др. >> «Древнее» и средневековое население Европы и его правители >> страница 4
готами) и занимавшихся земледелием (другое название — огнищане, т. е. имеющие постоянное жилище и очаг). Анты, венеты, вен(е)ды и вандалы (т. е. единые) — это фонетические вариации слова, выражающего одно и то же понятие: люди, занимающиеся производством продукции и торговлей (т. н. «синие люди», в отличие от «красных людей» — воинов, и «белых людей» — жрецов-священников). Античная культура (фр. antique) дословно: культура антов (и их праотцев — атлантов, поскольку первая часть слова — атл — родственна русскому «отец», имеющему смысл «воспитатель, наставник», Э.Б.).

Вандалы, как и готы, ничего не разрушили в «Древнем Риме» — как раз наоборот: именно они вместе с арабами и построили все, что существовало в Южной Европе до XIV в. (Язык «якобы германцев» вандалов, кстати, мало чем отличался от современного русского языка.) Именно эти люди создали Венецию, названную по их имени, как и полулегендарную «Финикию».

Знаменательны и два равноправных греческих варианта названия Венеции: Benetia и `Enetia. В первом варианте греческая буква B читается как русское «в» — и это свидетельство того, что она никогда не читалась как русское «б», а является именно общеевропейским протетическим «в», отсутствующим во втором варианте, ср. также русские навострить и заострить.

Скифы (нем. Skythen) — также не название племени, а общее название скотоводов-кочевников Юго-Восточной Европы: ср. скот, а также скит как периодически посещаемое жилище, скитаться, англ. scatter «распространять(ся), разбрасывать» и scythe «коса» (т. е. орудие для заготовки кормов), русское скать (т. е. разбрасывать, откуда и скатерть) и т. д.

Славяне (или словене) — наиболее общее обозначение людей разумных, соблюдающих определенный общественный уклад жизни, а не дикарей. Это те, с кем можно общаться и иметь дело. Это носители слова, т. е. единого общеевропейского языка, служащего на только средством общения, но и хранения и передачи информации, т. е. знания. (Ср., например, однокоренное греч. логос. Семантика общеевропейского корня (с)лъг сильно разветвлена: к этой корневой группе принадлежат, например, не только нынешние русские глаголы слышать, слушать, слыть, слать, служить, славить, ладить, но и семантически более древние лежать, слагать и т. д.).

Именно словом, несущим знание, и ответственностью за него изначально и были славны (т. е. известны) эти люди, а не воинской славой, добытой в бою. Воевать всерьез славянам (т. е. большей части населения Европы), населявшим ее вплоть Гибралтара, пришлось позже — в XI–XIV вв. с теми, кто занимался не производительным трудом на земле, а морским, речным и прибрежным разбоем на всем протяжении водных путей от Дона через Средиземное море до Британских островов. Захваченных континентальных жителей, говоривших на общеевропейском (а не на иудеоэллинском) языке (т. е. славян) обращали в рабство. Отсюда и нынешние западно-европейские слова, обозначающие рабов, например, англ. slave означает и «славянин», и «раб» (ср. также англ. serf «крепостной, раб», произошедшее от серб, означавшее изначально «хранитель»).

Весьма показательно также доказанное Э. Бенвенистом первоначальное разграничение значений греческих слов демос и лаос, переводимых ныне практически одинаково: «народ, население». «Демос» — однокоренное с русским «дом» и означает просто «жители», «обитатели». Что касается слова «лаос» (первоначально читалось lawos), то оно обозначало вооруженных людей, и даже не просто воинов, а личную гвардию правителя (Э. Б.). Это слово родственно названию отборных казачьих частей и характерного для них способа кавалерийского боя: лава.

Результаты рассмотрения представленной выборки названий человеческих общностей, населявших Европу вплоть до XV в., совершенно определенно указывают на взаимодействие и столкновение на территории Европы VIII–XV вв. двух исходно различных культур: континентальной балто-славяно-германской (иначе: арианской) и средиземноморской (иначе: иудеоэллинской). Как «романская» южноевропейская средневековая культура, так и одновременно развившаяся с ней арабская, родились именно в этот период как результат скрещивания двух упомянутых исходных, причем в романской культуре возобладало арианское наследие, а в арабской — иудеоэллинское.

И вполне понятно, почему «древние римляне» якобы заменили (вытеснили, завоевали и пр.) разнообразные «племена» Южной Европы: легендарных «лигуров» (т. е. просто «объединенных»), «иллирийцев» (т. е. «необъединенных»), «италиков» и т. д. Италики, давшие название современной Италии, заслуживают отдельного комментария. Этот термин, на первый взгляд, содержит некоторое «благородное» начало: ср., например, идальго (исп. hidalgo), нем. edel «благородный», англ. idle «праздный», греч. athlos «подвиг», откуда атлет (дословно «несгибаемый»), ср. также однокоренное русское нетленный и прозвище предводителя гуннов, язычника, прославившегося благородством: Аттила. Но по сути этот термин указывает на изначальное иудеоэллинское идолопоклонничество этой общности, т. е. поклонение не Богу, а «греческому» (если угодно, жреческому) идолу. Тем самым италики — иудеоэллинский эквивалент арианских идолопоклонников, т. е. готов.

Так замыкается круг понятий, приложимых к человеческим общностям, составлявшим «древнее» (оно же средневековое) население Европы. При этом становится понятно, почему, например, «германские» племена могли быть одновременно также и славянами, и иудеями. И общеевропейское слово «варвар», означающее «бородатый мужчина», возникло не в связи со средневековым «варварством», а с изобретением бритвы, а затем и ножниц, с помощью которых и стали отделять бритых и стриженых, символизирующих технический прогресс, от остальных мужчин, поскольку до этого изобретения все мужчины были априори бородатыми, т. е. варварами.

Кто же управлял разнообразными человеческими общностями, составлявшими население Европы и сопредельных регионов Азии и Африки?

Естественно, что при патриархальном родо-общинном устройстве главным был старейшина рода, и это понятие отражает и титул «князь» (от общеевропейского корня кх «семья»), и его скандинавский фонетический вариант «конунг», и более позднее английское king. Оно эквивалентно понятию «король», развившемуся от расширенной корневой основы кхр (ср. славянские кур и хер «член», греч. kyros «сила», нем Kerl «парень», нем., швед, норв. Herr «господин», англ. Sir, греч. kyrios, фр. Sire, а также курень — «казачье подразделение, временно живущее отдельно и не допускающее к себе женщин, а также его жилище», далее, курная изба, серб. курити «топить, разводить огонь», лит. kurti, чешское kuř «дым», нем., норв. Herd «очаг» и т. д.).

Первоначальный смысл