Литвек - электронная библиотека >> Феликс Соломонович Кандель >> История: прочее >> В поисках пропавших колен Израиля >> страница 67
дай Господь‚ не останется ни одного еврея на Святой Земле‚ как же поднимется к Небесам ваша молитва‚ живущие в рассеянии?"

Одни из последователей рабби Иегуды ушли в Польшу и Турцию‚ а другие остались в Иерусалиме‚ где приобрели участок земли и построили синагогу. Жизнь была тяжкой‚ почти невыносимой; турецкий правитель обложил большим налогом общину европейских евреев в Иерусалиме‚ – чтобы выплатить его‚ они заняли деньги у арабских ростовщиков. Возвращать долг было нечем‚ и в 1720 году арабы во главе с кредиторами ворвались в еврейский квартал‚ разрушили ту синагогу‚ сожгли свитки Торы‚ отняли участок земли‚ а евреев-ашкеназов изгнали из города. Выходцы из Европы тайно жили в Иерусалиме и надевали одежды сефардских евреев‚ чтобы их нельзя было распознать; лишь через сто лет ашкеназские евреи получили разрешение вернуться в Иерусалим и основать там свою общину.

У этой истории есть продолжение. В 1811 году приехал из Литвы раввин Авраам Шломо Залман Цореф‚ по профессии ювелир. Он стал одним из руководителей общины ашкеназов в Иерусалиме и несколько раз ездил в Стамбул‚ чтобы получить разрешение на владение заброшенным участком земли‚ где располагалась когда-то синагога рабби Иегуды ге-Хасида.

Его потомки рассказывали: рабби Шломо Цореф и рабби Авраам Лейб отправились на корабле в Стамбул с большой суммой денег. Во время плавания матросы напали на них‚ чтобы ограбить‚ но рабби Шломо поднял свой посох‚ очертил линию вокруг матросов‚ и те не могли сдвинуться с места.

Сказал ему капитан корабля: "Вижу я‚ ты святой человек; освободи моих людей‚ и я обещаю тебе‚ что ничего с вами не случится". Ответил рабби Шломо: "Если пообещаешь‚ что в будущем ни с одним евреем на борту твоего корабля не случится плохое‚ – выполню просьбу". Капитан пообещал это‚ рабби Шломо освободил матросов, а после спасения от опасности решили рабби Шломо и рабби Авраам Лейб породниться по возвращении‚ женить внука одного на внучке другого‚ – так оно и произошло.

В конце концов‚ рабби Шломо получил разрешение на владение участком; арабы‚ потерявшие землю‚ решили отомстить и убили его в 1851 году. На том участке евреи вскоре построили самую величественную синагогу в Иерусалиме; ее народное название "Хурва" ("Развалины") – в память об уничтоженной синагоге рабби Иегуды ге-Хасида.


Повод для размышления.

В 1948 году, во время войны Израиля за независимость, арабы захватили Старый город Иерусалима, изгнали оттуда евреев и взорвали синагогу "Хурва". В начале двадцать первого века ее отстроили в прежнем виде.



ОПОНЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО


Каждому народу – свои надежды.

Евреи мечтали разыскать пропавшие колена Израиля, что жили – в их мечтах – в независимых государствах, под властью своих царей, в покое, уважении и достатке.

Европейцы пересказывали легенду о богатом и могущественном христианском государстве во главе с "добрым христианином Иоанном", которому подчинялись многие народы и страны.

В конце восемнадцатого века князь М. Щербатов сочинил роман "Путешествие в землю Офирскую", первую утопию на русском языке. Жители идеального Офирского царства устранили все недостатки и благоденствуют под властью правителей, которые стараются "соделать счастливыми подчиненных им людей"; религия и образование служат охранению порядка и спокойствия в государстве, священнослужители являются чинами полиции, а народ той страны "чтит добродетель, потом закон, а после – царя и вельмож".

У российских старообрядцев существовала своя мечта – уйти от преследования властей далеко на восток, через Сибирь и Китай, к берегам "окияна-моря", в Опоньское (японское) государство, где на семидесяти островах располагается легендарное Беловодье – райская страна, в которой живут праведники и нет гонений на их веру.

В Беловодье – как рассказывали "очевидцы" – было сорок православных храмов, патриарх и митрополиты, хранившие "древнее благочестие"; "в тамошних местах татьбы и воровства, и прочих противных закону не бывает… злата и серебра несть числа… а оные опонцы в землю свою никого не пущают и войны ни с кем не имеют".

В девятнадцатом веке объявился в России некий Аркадий, назвавший себя епископом из "Славяно-беловодского царства": "царь там христианский… Григорий Владимирович, царицу же звали Глафира Осиповна". Аркадий (Антон Пикульский) стал основателем Беловодской иерархии – одной из ветвей старообрядческой церкви.


Повод для удивления.

В девятнадцатом веке группы староверов с Алтая с женами и детьми пошли через Китай и Индию в поисках Беловодья, испытывая в пути невероятные лишения, умирая от голода и болезней. В 1923 году – уже при советской власти – старообрядцы с Алтая вновь оправились на восток на поиски беловодского царства.



МАЛЫЕ ПУРИМЫ


Всем, должно быть, известно, что в праздник Пурим евреи читают Книгу Эстер – о том, как злодей Аман, подлый и коварный, задумал погубить еврейский народ. Всё в конце концов закончилось благополучно, Амана повесили, – однако не каждый, очевидно, знает, что существуют и малые Пуримы, которые праздновали и празднуют еврейские общины или семьи в память об освобождении от опасностей, преследований и гонений.

Первый пример.

Немецкие ремесленники, недовольные конкуренцией, решили изгнать евреев из Франкфурта-на-Майне, – во главе их стоял некий Винцент Фетмильх, который называл себя "новым Аманом".

Погром начался 22 августа 1614 года. Толпа ремесленников во главе с Фетмильхом бросилась на штурм еврейского квартала; его жители защищались с оружием в руках, однако отступили перед многочисленным противником. На другой день Фетмильх велел всем евреям уйти из города, и 1380 человек покинули Франкфурт-на-Майне. "Они вышли, – свидетельствовал очевидец, – радостные и вздыхающие. Радовались тому, что остались в живых, и вздыхали оттого, что лишились всего".

Через полтора года евреи вернулись во Франкфурт-на-Майне по приказу императора – в сопровождении войска, под барабанный бой и трубные звуки. Погромщиков наказали, Фетмильха казнили, и части его тела развесили на четырех концах города. Дом Фетмильха срыли, а на том месте поставили позорный столб с описанием его казни.

В память избавления от "нового Амана" еврейская община Франкфурта-на-Майне учредила ежегодный праздник под названием Пурим-Винцент.

Пример второй.

В 1731 году жил в одном из городков Чехии еврей Давид Брандейс, и была у него бакалейная лавка. Однажды в эту лавку пришла христианская девушка, дочь переплетчика, купила повидло из слив, и
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Олег Вениаминович Дорман - Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Перкинс - Исповедь экономического убийцы - читать в ЛитвекБестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Казус Кукоцкого - читать в ЛитвекБестселлер - Наринэ Юрьевна Абгарян - Манюня - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Парр - Вафельное сердце - читать в ЛитвекБестселлер - Юрий Осипович Домбровский - Хранитель древностей - читать в ЛитвекБестселлер - Элияху Моше Голдратт - Цель-2. Дело не в везении  - читать в ЛитвекБестселлер - Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - читать в Литвек