Литвек - электронная библиотека >> Леонид Мацух >> История: прочее >> Тайны Петербурга >> страница 2
Святую землю. Одним из проповедников Второго крестового похода оказался великий человек, один из столпов католической церкви Бернар Клервосский.

Один из немногих людей, которых при жизни церковь католическая признала святым. Он был относительно молод, но обладал абсолютно непоколебимым авторитетом и огромным влиянием и на духовенство, и на князей Церкви, и на вельмож, и на рыцарство.

Он написал устав тамплиеров и разработал абсолютно новую революционную концепцию (как подобает великому человеку, он не боялся революции). Суть которой состояла в соединении рыцарства и монашества. Вообще говоря, монахам нельзя было брать в руки оружие, и тем более убивать, проливать кровь. Это должно было быть делом мирян-рыцарей. А монах должен молиться. Но соединение двух аскетических славных идеалов самоотречения — воинского рыцарского и молитвенного монашеского дало блестящий результат. И вот эти военно-рыцарские ордена, которые прославили Западную Европу, и образ рыцаря нам знаком, кстати, именно по этим персонажам. И это очень способствовало католической экспансии.

Католический Запад завоевал огромные территории благодаря мужеству, самоотверженности этих людей.

Орден тамплиеров, храмовников, возник по прямому указанию и благословению Бернара Клервосского, и произошло событие, которое довольно трудно объяснить, но факты установлены. Цвет французского рыцарства, тамплиеры, встретились в Константинополе, самом большом городе тогдашнего мира, с цветом еврейской учености — с каббалистами. И хотя обе стороны были друг о друге самого дурного мнения до этого, их встреча была исключительно плодотворной и повлекла за собой далеко идущие последствия.

Тамплиеры слышали о евреях только плохое, естественно — христопродавцы, за копейку удавятся, ничего их не интересует, кроме прибыли. Евреи слышали о рыцарях, что это тупые, немытые мясники, вся их радость в том, чтобы пролить кровь, и лучше всего невинную. А увидели они совершенно иных людей. Евреи увидели перед собой доблестных, мужественных, смелых и очень умных молодых людей, которые ради высокого идеала, ради религиозной идеи, ради своей преданности Богу отреклись от всех мирских благ и приняли добровольно монашеские обеты послушания, бедности и целомудрия. Это были не бедняки, это были представители самых славных аристократических родов Франции. Вместо того чтобы наслаждаться жизнью в своих замках, с красавицами, трубадурами, соколиной охотой, вином и всеми прелестями, которые дают знатное происхождение и богатство, они выбрали суровый, аскетический путь монахов и воинов.

С другой стороны, тамплиеры увидели в евреях людей образованных, с широким кругозором, совершенно не обязательно так уж богатых и отнюдь не озабоченных исключительно только проблемами денег. А наоборот, искренне готовых помочь. И вот произошла редкая в истории встреча двух элит, двух разных общественных формаций, двух цивилизаций, если хотите. И, как это часто бывает, встреча двух разных цивилизаций получается плодотворной. У тамплиеров и каббалистов появилась общая цель — восстановить Соломонов храм.

И они стали прилагать к этому совместные усилия. Каббалисты, которые тогда по преимуществу были евреями, открыли тамплиерам несколько практических секретов, три главных секрета. Первый секрет касался выживания в пустыне, на дальних переходах. Воду надо не освящать молебнами и не ходить вокруг с крестами, а кипятить и пить кипяченую воду. И тамплиеры перестали помирать от тифа и дизентерии. Тогда они впервые навлекли на себя подозрение и упреки в том, что им помогает дьявол. Почему это другие мрут, а вы нет!

Второй секрет был — употребление спирта, алкоголя — арабского изобретения, не вовнутрь, как нам бы показалось верным, а вовне как бактерицидное средство. Оказалось, что спирт в условиях особенно жаркого пустынного климата, если им обработать рану, способствует заживлению. Поэтому выживаемость раненых у тамплиеров была в разы выше, чем у всех остальных, как у их союзников, таких же крестоносцев, так и у их противников мусульман.

Ну и третий — это секрет богатства. Это чек. Но чек — это просто бумажка, а за этим стоит целая инфраструктура. Появилась возможность не возить золото из пункта А в пункт Б, а дать платежное поручительство. Так появилась первая банковская система. Но самое главное в чеке — перемена взгляда на мир. Во-первых, надо понять, что бизнес — это хорошо, зарабатывать деньги — это недурно, это не путь к погублению души, это вещь достойная. Хотя церкви говорили прямо противоположное. И очень осуждали.

Тем не менее тамплиеры прислушались к еврейским мудрецам и создали финансовую систему, сделав чек вещью необходимой.

Вот благодаря этому тамплиеры стали сказочно богатыми. Такого богатства Европа не знала до того времени. И естественно, люди могут простить все, кроме чужого успеха. И это окончательно переломило хребет тому верблюду, за который расплачивались золотом, то есть люди не готовы были доле терпеть богатство, роскошь, блеск тамплиеров. Кроме того, надо учесть одно обстоятельство — цвет тамплиерского войска погиб. И стали принимать в орден тех людей, которых раньше бы и в конюхи не взяли.

Но их стали брать на управление хозяйством. Все это навлекло большое несчастье на тамплиеров, и они были уничтожены королем Филиппом Красивым и его канцлером Гильомом де Ногаре. Их ужасно допрашивали, они признались в неслыханных злодеяниях, в отречении от Иисуса, в том, что они ели мертвые тела своих товарищей, пили кровь младенцев, поклонялись дьяволу по имени Бофамед.

Великого магистра Жака де Моле, старика, епископа, рыцаря, аристократа, допрашивали так, что ему ноги сожгли по колени.

Но как бы то ни было, тамплиеры признались во всем, кроме одного — где деньги.

Они говорили: «Деньги в капитуле», т. е. в управляющем органе ордена, а там были только бумаги. И даже гений Гильом де Нагаре, канцлер короля Филиппа IV Красивого, по прозвищу Фальшивомонетчик, не опознал в этих бумагах денег. Для него это были просто бумажки. То есть эта идея намного превосходила современность.

А после того, как тамплиеры были подвергнуты ужасному разгрому и были сожжены в несколько этапов, в течение трех лет были сожжены все. И Жак де Моле был сожжен, и он проклял, кстати, Папу Клемента, и короля Филиппа, и канцлера Гильома де Ногаре, сказал, что он не более чем через год их ждет на божьем суде. Папа умер через месяц, канцлер Гильом де Нагоре — через два, а через полгода после них — и король.

После этого убежавшая часть тамплиерского рыцарства скрылась на горных окраинах христианского мира, в Шотландии и