Литвек - электронная библиотека >> Георгий Фридрихович Кунадзе >> Военная история >> Одиссея Адмирала Шпее >> страница 2
территории Китая, то есть, по сути дела, капитуляции Циндао. 23 августа Япония объявила войну Германии, а днем раньше приступила к осаде Циндао, захватив его 7 сентября. 12 сентября японцы захватили Каролинские, а 29 сентября – Марианские острова. Вслед за этим Япония заключила соглашение с Австралией и Новой Зеландией о разделе всех тихоокеанских владений Германии. История германского колониализма на Тихом океане закончилась, по существу, не начавшись.


Бой у Коронеля


Плавание германской эскадры было долгим, избегая главных торговых путей, корабли шли экономическим ходом 10 узлов, с частыми остановками для перегрузки угля и припасов с сопровождавших их транспортов. Радиостанции броненосных крейсеров работали только на прием, легкий крейсер «Нюрнберг» осуществлял разведку. Режим радиомолчания был нарушен лишь однажды, в середине октября, на подходе к острову Пасхи, когда на связь с эскадрой неожиданно вышли легкие крейсера «Лейпциг» и «Дрезден». Первый крейсировал у западного побережья Северной Америки от Сан-Франциско до Галапагосских островов и связи с эскадрой не имел, а второй накануне войны базировался на Антильские острова, а с ее началом, спасаясь от преследования британских крейсеров, совершил переход на юг вдоль восточного побережья Южной Америки и в итоге вышел в Тихий океан. Рандеву состоялось у острова Пасхи, по счастью для немцев не имевшего радиосвязи с материком. В самом конце октября медленно продвигавшаяся на восток эскадра Шпее (два броненосных и три легких крейсера) находилась на расстоянии одного перехода от берегов Чили, где, рассредоточившись по нескольким портам, ее ожидали суда снабжения. 1 ноября с одного из них, грузившегося провизией в порту Коронеля, поступила радиограмма о заходе британского легкого крейсера.

К началу Первой мировой войны Великобритания располагала невиданной в истории военно-морской мощью – 23 линейных корабля-дредноута (8 в постройке), 9 линейных крейсеров (3 в постройке), 37 эскадренных броненосцев додредноутного типа, 34 броненосных крейсера и 32 легких крейсера (37 в постройке). Теоретически этих сил было достаточно для успешного выполнения всех мыслимых боевых задач одновременно. На практике же их на первых порах не хватало. Все находившиеся в строю дредноуты и линейные крейсера с приданными им крейсерами и эсминцами в составе так называемого «Большого флота» (флота метрополии) были сосредоточены в своей главной базе Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Северном море. В ожидании решающего сражения с германским «Флотом открытого моря» отвлекать корабли «Большого флота» на выполнение боевых задач на других театрах считалось крайне нежелательным. Остальные корабли были задействованы в боевом охранении морских перевозок – кадровых и добровольческих армейских дивизий из Индии, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки, а также стратегического сырья и продовольствия. Военно-морское присутствие Великобритании во всех других районах мира осуществлялось силами старых эскадренных броненосцев и крейсеров постройки конца XIX - начала XX века, многие из которых состояли в резерве или ожидали разборки на металл. Экипажи этих кораблей были в основном укомплектованы резервистами.

Воды западного побережья Южной Америки рассматривались британским Адмиралтейством как один из наименее приоритетных театров боевых действий и, соответственно, обеспечивалась кораблями по остаточному принципу. Появление в Тихом океане беспризорных германских крейсеров было воспринято Лондоном довольно спокойно. Силы вражеской эскадры не преувеличивались, а беспокойство вызывала разве что возможность ее прорыва в Атлантику. Для предотвращения такого сценария была назначена эскадра контр-адмирала Кристофера Крэдока, состоявшая из старых броненосных крейсеров «Гуд хоуп» и «Монмут», легкого крейсера («Глазго»), вспомогательного крейсера «Отранто» и приданного ей в качестве усиления старого эскадренного броненосца «Канопус». Еще один броненосный крейсер («Дефенс»), вполне современный корабль с сильной артиллерией, адмиралу Крэдоку обещали, но так и не выделили. Базировалась британская эскадра на Фолклендские острова, выходя оттуда на боевое патрулирование к западному побережью Южной Америки.

Легкий крейсер «Глазго», отправленный адмиралом Крэдоком на разведку, как раз и обнаружило немецкое судно снабжения на рейде Коронеля. Впервые с момента выхода из Циндао эскадре Шпее представилась возможность войти в соприкосновение с боевым кораблем противника. Решив ее не упустить, немецкий адмирал увеличил ход до полного и направился к Коронелю с двумя броненосными и одним легким крейсером. К своему удивлению вместо одного легкого крейсера он увидел всю британскую эскадру. Встреча с главными силами эскадры Шпее стала неожиданностью и для британского адмирала: командир вернувшегося из Коронеля «Глазго» сообщил ему только о легком крейсере «Лейпциг», замеченном наблюдателями с берега.

Обстановка еще позволяла обоим адмиралам уклониться от боя. У каждого из них имелись для этого свои причины. У Шпее их было меньше, у Крэдока – больше.

Адмирал Шпее не мог не понимать, что, вступая в бой с большим кораблями, он рисковал получить повреждения, исправить которые вдали от своей базы не удастся. В этом случае поход эскадры закончился бы провалом: поврежденные корабли пришлось бы затопить. Таким образом, германская эскадра должна была не просто одолеть противника, но полностью подавить его артиллерию в самом начале боя.

В свою очередь, адмирал Крэдок вполне сознавал, что его корабли уступают немецким практически во всем. Вступивший в строй тринадцать лет назад броненосный крейсер «Гуд хоуп» стал ответом на русские океанские крейсера «Россия» и «Громобой». Ответом крайне неудачным. Британский корабль не отличался высокими мореходными качествами: чрезмерно длинный и низкобортный он был подвержен сильной боковой качке, плохо слушался руля. Половина его 6-дюймовых орудий располагалась в батареях слишком низко над водой и не могла стрелять даже при среднем волнении. 9,2-дюймовых орудий главного калибра имелось только два, вместо стандартных четырех, броневая защита была недостаточно надежна, а в оконечностях отсутствовала вовсе. Второй броненосный крейсер «Монмут», вооруженный только 6-дюймовыми орудиями, был еще менее удачным. Под какие задачи его строили, так и осталось загадкой. Кроме того, экипажи обоих британских кораблей состояли из резервистов.

Напротив, броненосные крейсера «Шарнхорст» и