Литвек - электронная библиотека >> Олег Мятелков >> Морские приключения >> Соленый периметр >> страница 2
решили еще в самом начале похода. Конечно, составили планы подготовки, взяли обязательства.

Но коммунистам и комсомольскому активу этого показалось мало. Пусть вокруг океан с его жарой и штормами, пусть моряки несут трудную и ответственную вахту - все равно подготовка к экзаменам должна быть фундаментальной, "академической". И естественно, сразу же возникла мысль о проведении в условиях плавания технической конференции экипажа по устройству своего корабля. Подготовка ее и была партийным поручением старшего лейтенанта Павлюка.

Прошло всего несколько дней, и на столе в кают-компании, в рубке, а то и просто на участках с более или менее ровной поверхностью зашелестела бумага, покрываясь строгими линиями чертежей. Зашуршали листами описания, потому что сразу тринадцать лучших специалистов сели за доклады.

А пока шла подготовка, неугомонный комсомольский актив взялся за молодежь. Технические викторины, вопросы только для молодых - а ну, кто лучший? Золотую медаль победителя, которую заменила шоколадка, получил и распробовал матрос Терентьев.

По решению бюро составили перечень вопросов по устройству отсеков. Цель - выявление лучшего знатока во время состязаний, которые и состоялись через несколько дней. К сожалению, рукописная история корабля не донесла для нас имен победителей...

Наконец в торжественной (если не обращать внимания на "легкомыслие" формы - трусы да сандалии!) обстановке открылась техническая конференция. Было все: и вступительное слово, и развернутые, с наглядными пособиями, доклады, и вопросы докладчикам, и даже требования соблюдать регламент. Длилась конференция два дня, и ни штормы, ни иные внешние причины не осмелились прервать ее.

А потом были и экзамены. Сидели за столом все командиры боевых частей, и каждый сдающий подвергался строгому перекрестному "допросу". Пожалуй, ни одна "базовская" комиссия не работала на экзаменах так требовательно, как эти свои собственные командиры и товарищи! Но самое важное, что никто из экзаменующихся этому не удивлялся, ибо океан каждому дал понять - так надо. Так надо для дела! И старшина 1-й статьи Дабуев, отвечая, по словам командира БЧ-5, как "профессор", твердо знал: здесь, на боевом корабле, его знания нужны нашему государству не меньше, чем знания настоящего ученого.

Ушло в море не так уж много классных специалистов. Пришло обратно почти втрое больше - испытанных морем, работой и службой.

Таким он был, дальний поход - настоящая "академия подводных наук". 

"...Плюс патентное бюро!"

- Академия? - улыбается командир боевой части. - Можно, конечно, и так... Но... Видите ли, большинство из возникающих в походе технических проблем требуют не только осмысления, объяснения, - чем, собственно, и занимается в основном академическая наука! - но и практического решения. Обязательно! Причем, заметьте, при крайне ограниченной материальной базе ни складов, ни заводов в океане нет! И вот здесь, - капитан 3-го ранга многозначительно поднимает палец, - начинается творчество. Нужна смелость в решениях, нужно, скажем так, инженерное остроумие, сметливость... У наших моряков этих талантов - непочатый край!

Я давно знаком с капитаном 3-го ранга Николаем Лебедевым. По его же выражению, "крестьянский сын", ныне - первоклассный инженер-механик, он безупречно "повелевает" тысячами и тысячами лошадиных сил энергетической установки своего корабля.

- Вот, помню, прибегает штурман: помогите, механики, "выбивает" генератор! Ну, вместе сели, "раскидали" машину. Нужна, оказывается, стальная лента. Да такая, что и в ЗИПах не бывает! Что делать? И тут мой мичман Коля Семашко - спокойный такой умница! - говорит вдруг: "Есть!" - и лезет в свой сундучок. Достает оттуда... складной метр - из стальных пластинок, знаете? "Годится?" Смотрим: как будто для того и был сделан!

Теперь другая задача: как закрепить? Так - нельзя, этак - не получается... И опять же нашли выход: разрезали кусок кабеля и свинцом из оболочки зашпаклевали! И ведь до сих пор генератор - как часы!

Вспомнив что-то, Николай Иванович смеется:

- Смешно, конечно, но... Полетела однажды гибкая муфта. И ремонт несложен, и материал простенький требуется - толстая резина, а весь корабль перерыли - нет такой! Не на складе же! А через два часа докладывают: "Все в строю!" Выясняю: моряки пошарили по рундучкам и нашли чьи-то ботинки с толстенными "пижонскими" резиновыми каблуками. Из тех каблуков и вырезали деталь! Как уж они с владельцем потом объяснялись - не знаю, но от меня было им поощрение за поиск и смекалку! Вряд ли тема "Введение каблука в современную электронику" достойна диссертации, но мы с тем агрегатом горюшка потом не знали!

Офицер задумывается и, посерьезнев, продолжает:

- Встречались, конечно, и посерьезнее задачки. Помню, забарахлил у меня один преобразователь. Что ни делали - все впустую. И тут вдруг появляется у меня мыслишка: а не образуется ли здесь меднозакисный полупроводник? Техника-то новая, опыта по использованию еще не накопили! На свой риск и страх поменял полярность. Смотрим: полный порядок! А недавно вижу в магазине книжечку, сугубо теоретическую. Полистал. Три строчки: в таких-то условиях, при высокой температуре и влажности вероятно такое-то физико-химическое явление. Да, пришлось самого себя по голове погладить: молодец, догадался! А сколько было похожих ситуаций - и не вспомнить... Так что "Академия подводных наук" - это, конечно, звучит, но справедливости ради надо прибавить: плюс патентное бюро, экспериментальный цех, ну и артель "Подводник Левша"! А что? У меня есть умелец, который в свободное от вахты время сделал точную копию значка "Мастер спорта СССР". Для чего - понятно: такому кавалеру на танцах отказа не будет!

Спрашиваю его: девушки-то, мол, интересуются небось - по какому виду мастер? Он смеется:

"Говорю им: по альпинизму. Жаль, говорю, что у вас тут гор нету, а то можно было бы потренироваться. Вместе! Вот такие вот деятели служат. Скажу откровенно, золотой народ! Нет, не только мои, так сказать, подчиненные. Весь экипаж! Море, оно, знаете, всю накипь с души, все лишнее смывает, остается ядро, а оно - крепкое, чистое, здоровое... Вон хоть наших коков возьмите...

Нечто о героизме

Спросите у любой девушки:

- Летчики, они кто - герои?

- Конечно!

- А ракетчики?

- Само собой!

- А... коки?

Уверен, что в своей женской неосведомленности ваша собеседница лишь пожмет плечиками - может, конечно, но...

И зря пожмет, потому что нет, пожалуй, на лодке столь же физически тяжелой да и такой ответственной работы, как у коков.

В отсеках плюс тридцать.