Литвек - электронная библиотека >> Николай Михайлович Верзилин >> Ботаника и др. >> По следам Робинзона >> страница 90
деловито и спокойно, на вторую — девочки. Со второй лодки доносились крики; там был переполох: мешок с инструментами скатился в воду, лодка сильно накренилась, и одна из участниц чуть не оказалась за бортом.

Наконец, все готово, багаж погружен в лодки. Однако нельзя отправляться в путь, не дав названия «кораблям». И вот все собрались на совет. Один из мальчиков, хороший художник, уже вытащил масляные краски. Свою лодку мальчики сразу назвали: «Отвага». Девочки долго не могли придумать название, предлагая наперебой: «Чайка», «Волна», «Стрела»… Учительница Татьяна Николаевна, капитан первой лодки, сказала, смеясь: «Переполох!» — и все подхватили: «Переполох»! «Переполох»!

Несмотря на протесты девочек, скоро на носу лодки красовалась надпись — «Переполох».

Так начали плавание два судна — «Отвага» и «Переполох». «Адмирал эскадры» длинным свистком дал сигнал к отправлению. Первая очередь гребцов села на весла. «Отвага», а следом за нею и «Переполох» отчалили от берега. Собравшиеся на берегу с явной завистью смотрели на развевавшиеся на лодках флаги, на гребцов, по команде капитанов поднимавших весла, и махали руками в знак приветствия.

По следам Робинзона. Иллюстрация № 335 За долгое путешествие каждый был и капитаном, и рулевым, и гребцом, и часовым, и коком. Ведь каждый должен уметь и командовать и подчиняться.

По пути мальчики составили хорошую коллекцию минералов, девочки — гербарий интересных растений. Художники зарисовали красивые виды.

Вскоре лодки вышли на широкую гладь Ильмень-озера, словно в открытое море.

Когда вдали заблестели главы Юрьева монастыря, все почувствовали, что приближаются к чему-то давно знакомому и в то же время таинственному. За поворотом начинался Волхов, на берегу которого стоял древний вольный город, колыбель Руси, «господин Великий Новгород». Стало как-то торжественно.

Здесь когда-то плавали ладьи и корабли Садко с цветными парусами; здесь на мосту лихой Васька Буслаев со своей буйной ватагой бился «во кулачном бою», здесь раздавался призыв новгородского вечевого колокола.

В Новгороде остановились для осмотра древностей. Многое узнали о русской старине юные путешественники. Плывя по Волхову, часто причаливали к берегу: знакомились с древней русской архитектурой монастырей, посетили опытную сельскохозяйственную станцию, осмотрели производство фарфоровой посуды, побывали на спичечной фабрике. Посетили и «Званку» — дом-поместье поэта Г. Р. Державина.

И так же, как двести сорок один год назад Гаврила Романович,

…На бреге Волхова разводим огнь дымистый;
Глядим, как на воду ложится красный день,
И пьем под небом чай душистый.
На станции Волхов был объявлен конец путешествия. Спустили флаги, лодки продали и вернулись домой, довольные, обогащенные виденным и пережитым.

Очень интересными могут быть путешествия и на близкие расстояния — двухдневные и трехдневные походы за растениями.

По следам Робинзона. Иллюстрация № 336 Вы уже узнали, какие полезные растения где отыскать. Вы узнали, как удобнее устроить свою жизнь в лесу. Вы даже сможете весело отдохнуть, играя в лесные игры.

Мне кажется, что вы, по примеру Робинзона Крузо и даже лучше его, сделаете интересные наблюдения и соберете много ценных растений.

В заключение мне хочется сказать о том, с чем вы должны вернуться из своего путешествия.

Путешественники возвращаются из экспедиции. Они привозят с собой трофеи охоты, труды своих исследований. Эти трофеи: гербарии, чучела, скелеты растений, образцы лекарственного, технического и другого сырья и образцы полученной из растений продукции: масло, чай, мука, краски, духи, чернила, бумага; дневники, журналы, записи и зарисовки наблюдений, планы, чертежи и карты и вместе с тем живые «пленные дикари». В горшочках из бересты принесите домой для зимовки молодило, кисличку, сосенку, елочку, можжевельник, ежевику, землянику, мать-и-мачеху, ландыши, баранчики и многие другие растения. Они будут жить всю зиму в комнатах, и вы сможете поставить с ними опыты и наблюдать их жизнь в плену. Некоторые из них в конце зимы, когда еще за окном снег, расцветут, предвещая скорое наступление весны и приближение времени новых путешествий по зеленому морю.

Что же делать со всеми трофеями вернувшимся путешественникам? Нужно организовать в вашей школе отчетную выставку. Все экспонаты привести в порядок, разложить, надписать этикетки с названиями растений, местом их произрастания, указанием способа использования.

Из гербариев сделать таблицы, причем, чтобы не портить гербария наклейкой, в большом листе цветной бумаги делают надрезы, в которые вставляют только уголки листов гербария. В прорезы же вставляют и заголовки, и объяснительные надписи. Таблицы делят по группам растений: «Заменители хлеба», «Лесные овощи», «Лекарственные растения», «Технические растения», «Канцелярские растения» и т. п.

Из рисунков и мелких предметов вашего обихода составьте таблицы: «Наша хижина», «Лагерный комфорт», «Лесные обеды» и пр.

К выставке подготавливается и издание журнала путешествия под каким-нибудь увлекательным названием: «В дебрях лесов», «Новые робинзоны», «Жизнь диких», «Сокровища леса», «Тайны лесных бродяг» и т. п. Когда выставка будет готова, повесьте красиво нарисованное объявление об отчетном докладе экспедиции искателей полезных растений, возвратившихся из путешествия.

На вечере путешественники делают доклады о своих походах в лес, о жизни в лесу. Отдельные сообщения могут быть посвящены наиболее интересным из найденных и использованных вами растений. После докладов можно провести «лесные игры». Неплохо закончить вечер осмотром выставки и лесным концертом, на котором воспроизвести один из вечеров в лесу с пением, музыкой, декламацией и пляской на лесные темы.

По следам Робинзона. Иллюстрация № 337 Выставка может быть открыта для обозрения несколько дней; после закрытия ее часть экспонатов возьмут «охотники» себе на память, большую же часть лучше отдать в школьный кабинет биологии как наглядные пособия, а журналы и дневники — в школьную библиотеку.

Когда-нибудь, через несколько лет после окончания школы, вы снова заглянете в школьную библиотеку, откроете свой пожелтевший дневник и вспомните о былых походах.

Мне кажется, почти еще вчера
Сюда мое заглядывало детство,
И след от пионерского костра,
Наверно, сохранился по