Литвек - электронная библиотека >> Роберт Солсо >> Психология >> Когнитивная психология >> страница 173
1945) давал испытуемым три картонных ящика, спички, чертежные кнопки и свечки и просил их сделать так, чтобы свечку можно было прикрепить к экрану и использовать как светильник. Одним испытуемым экран, свечи, кнопки и спички давали в отдельных коробках, а другим испытуемым эти же предметы давали вместе с тремя коробками — то есть предметы были не в коробках. Решение этой задачи заключалось в том, чтобы спичкой зажечь свечку, затем накапать из нее на коробку немного воска, прилепить свечку к коробке, а затем кнопкой прикрепить коробку к экрану. Когда коробки были «использованы заранее» в качестве контейнеров, испытуемым было гораздо труднее решить эту задачу, чем когда коробки не были «использованы заранее». В более поздних экспериментах (Glucksberg & Danks, 1969) было показано, что даже если просто обозначить объект названием, этим в памяти испытуемого зафиксируется некоторая установка, которая может либо облегчить решение задачи, либо помешать ему.


Самая большая проблема в мире могла быть решена, когда она была маленькой.

Лао Цзы

В ранних экспериментах использовались самые разнообразные виды задач — от механических до логических. Как показали протоколы (записи речи испытуемых во время их «мышления вслух»), в процессе решения задачи можно выделить отчетливую последовательность этапов. Обычно испытуемые сначала выясняют, что именно от них требуется. Затем они генерируют, проверяют и подтверждают гипотезы о возможных решениях; если гипотезы не подтверждаются, генерируются новые. Таким образом, в подобном процессе проб и ошибок неудачные гипотезы заменяются новыми. Эти ранние эксперименты почти ничего не говорили о том, как возникают гипотезы, в них также не рассматривалось возможное участие в данном процессе каких-либо когнитивных структур.

Репрезентация задачи

Гештальт-психологи сосредоточивались на характере задачи и ее влиянии на способность человека решать ее. Теперь ученые подходят к вопросу решения задач с нескольких иных позиций, в том числе с точки зрения процесса репрезентации, как это называют современные когнитивные психологи, то есть исходя из того, как задача представлена в сознании. Тема внутренней репрезентации является центральной темой нашей книги. Не буду повторяться, но еще раз хочу обратить внимание на то, что способ репрезентации информации при решении задачи важен для нахождения ее решения.

Способ репрезентации информация при решении задач, по-видимому, соответствует строго упорядоченному паттерну. Например, рассмотрим задачу начала жизни в реальном мире после окончания колледжа. Стереотипная последовательность решения задач, предложенная Хейзом (Hayes, 1989), выглядит следующим образом:

Когнитивная психология. Иллюстрация № 304

Возможно, если вы вспомните, как решали задачи на протяжении собственной жизни, то обнаружите, что использовали последовательность, подобную приведенной здесь. Этот процесс почти всегда неосознаваем. То есть вы не говорите себе: «Теперь, я нахожусь на третьей стадии, "планирование решения", что означает, что я...»; однако вероятно, что эти стадии подспудно присутствуют, когда вы решаете повседневные проблемы. Возьмите любую задачу — реальную или воображаемую (например, починка сломанного тостера, решение трудной межличностной проблемы или решение иметь детей) — и решите ее, соблюдая данную последовательность шагов.


Критические размышления: итак, если вы думаете, что сообразительны, — решите эту головоломку
Когнитивная психология. Иллюстрация № 305

Вы и ваш товарищ идете по бразильскому тропическому лесу и наталкиваетесь на ущелье. Глубина его 40 футов, ширина 60 футов, а длина — несколько миль в каждом направлении. У вас есть 20-футовая лестница, пара плоскогубцев, коробка спичек, свечи, бесконечный запас веревки, а вокруг вы видите камни и валуны. Как вы и ваш друг преодолеете пропасть? Менее чем один человек из 10 справляется с этой задачей. Почему вы решили или не решили ее? Вы использовали все имеющееся снаряжение? Действительно ли решение «слишком простое»? Может быть, вы не решили задачу, потому что рассматривали слишком много факторов? Предложите эту задачу своим друзьям и запишите средства, которые они используют, чтобы решить задачу. См. обсуждение «репрезентации задач» в этом учебнике. Решение приведено в конце главы.


Хотя все стадии важны, очевидно, чрезвычайное значение имеет репрезентация задачи, особенно то, как информация представлена с точки зрения зрительных образов. Предположим, вас попросили умножить 43 на 3. Вы можете сказать, что это не такое уж сложное дело, поскольку вы легко получите ответ с помощью нескольких умственных действий. Однако как вы выполните задачу, если я попрошу вас умножить в уме 563 на 26? Если вы подобны большинству, вы «видите» эту задачу; то есть вы представляете ее зрительно и начинаете процесс, умножая 3 на 6, «видите» 8, переносите единицу, затем умножаете 6 на 6, добавляете эту единицу и т. д. Все эти действия проделываются с информацией, представленной в образах. По-видимому, писатели с выгодой для себя используют эту склонность представлять все зрительно, когда создают произведения, богатые образами. Иногда эти образы называют словесными картинами; в качестве примера приведем следующий отрывок из Солсбери (Salisbury, 1955).


Высокий, худощавый человек с серьезным лицом свободной юношеской походкой направился к даче, он подошел туда, где я орудовал кистью. Мы вставляли стекла на передней веранде, и, облачившись в вымазанный краской комбинезон, я подкрашивал рамы на окнах.


Вы можете «видеть» «свободного юного» персонажа (который, как оказалось, был Джорджем Кеннаном), вымазанную краской одежду и т. д. Теперь рассмотрим, как репрезентации задачи влияют на следующую задачу[97].


Конечно, я мог бы пойти и все купить, но это потребует времени и денег. Я мог бы сделать это из старой газеты или упаковочной бумаги, но бумага должна быть крепкой. Кроме того, как я буду это использовать? Улица вполне подходит, пляж — идеальное место, и чистое поле — также хорошо. Наконец, погода должна быть хорошей; немного ветреной, и, конечно, никаких ливней с ураганом (если вы не глупы или не интересуетесь физикой).


Читая этот отрывок, вы, несомненно, способны понять каждое слово и каждое предложение, и все же вас не оставляет чувство, что вы все-таки не понимаете, о чем идет речь. (Попробуйте прочитать