Литвек - электронная библиотека >> Николай Федорович Кузьмин и др. >> Военная история и др. >> Конец иностранной военной интервенции и гражданской войны в СССР. Ликвидация последних очагов контрреволюции >> страница 156
вместе с революционными армянскими отрядами из Дилижана двинулись в Эривань, не встречая на своем пути сопротивления. Трудящиеся всюду восторженно приветствовали революционные войска. Дашнакская армия перешла на сторону Ревкома. 2 декабря правительство Врацяна, оказавшись без какой-либо поддержки в стране, вынуждено было подписать акт об отказе от власти.

Впредь до прибытия Ревкома в Эривань власть была передана военному командованию во главе с бывшим военным министром дашнаком Дро Кананьяном, который прикидывался лояльным по отношению к Советской власти. Используя во вред национальным интересам власть, временно находившуюся у него в руках, Кананьян разрешил дашнакской делегации в Александрополе, полномочия которой уже утратили силу, подписать позорный договор с Турцией. Подписывая унизительный Александропольский договор, дашнаки рассчитывали подавить при помощи турецких войск революционное движение в Армении и восстановить там свою власть. Но дашнаки просчитались. 2 декабря 1920 года представитель Советской России заявил о том, что РСФСР признает Советскую Армению независимой республикой и в случае надобности будет ее защищать.

2 декабря В. И. Ленин послал телеграмму председателю Ревкома С. Касьяну, в которой писал:

«Приветствую в лице вас освобожденную от гнета империализма трудовую Советскую Армению. Не сомневаюсь, что вы приложите все усилия для установления братской солидарности между трудящимися Армении, Турции, Азербайджана»[454].

5 декабря Ревком Армении прибыл в Эривань. Трудящиеся Армении с огромной радостью встретили весть об установлении Советской власти и на многочисленных митингах обещали не щадить своей жизни для защиты власти рабочих и крестьян. Состоявшийся 6 декабря многолюдный митинг в Эривани послал приветствие В. И. Ленину и ЦК РКП(б). В приветствии говорилось, что рабочие и крестьяне молодой Армянской Советской республики, сплотившись вокруг Коммунистической партии, смело смотрят в будущее, веря в окончательную победу труда над капиталом. Трудящиеся Аштаракского района выражали свою готовность «… стоять на страже интересов Советской Армении и не жалеть в этом святом деле ни сил, ни энергии, ни времени, сознавая хорошо, что Советская власть — это единственная власть в мире, которая дает многострадальному армянскому народу долгожданный мир…»[455]

Освобожденная от гнета буржуазных националистов и интервентов Армения нуждалась в серьезной помощи. Такую помощь она получила от великого русского народа. Приняв делегацию армянского народа в составе членов ЦК КП Армении С. М. Тер-Габриэляна и А. А. Мравяна, В. И. Ленин сказал: «Мы сами в тяжелом положении, но Советской Армении мы поможем всячески!»[456]

Политбюро ЦК РКП(б) 4 декабря 1920 года поручило Оргбюро мобилизовать максимальное число армянских коммунистов для работы в Армении[457]. По предложению В. И. Ленина Совнарком РСФСР принял 13 декабря постановление о выдаче Советской Армении ссуды в размере 3 миллиардов рублей[458].

Конец иностранной военной интервенции и гражданской войны в СССР. Ликвидация последних очагов контрреволюции. Иллюстрация № 87

Постановление Совнаркома РСФСР о выдаче денежной ссуды Советской Армении. 13 декабря 1920 г. (Фотокопия.) 

Братскую, бескорыстную помощь армянским рабочим и крестьянам оказали трудящиеся Советского Азербайджана. Азербайджанский ревком в декабре 1920 года отправил в Армению 48 цистерн керосина, 50 вагонов хлеба и другие продукты.

Дружественная помощь трудящихся Азербайджана рабочим и крестьянам Армении явилась ярким свидетельством того, что между народами Закавказья складывались новые отношения, невозможные при капитализме.

Под руководством Коммунистической партии трудящиеся Армении приступили к уничтожению старого государственного аппарата и к созданию нового, советского государственного аппарата.

Временно, до проведения выборов в Советы, высшим органом государственной власти был объявлен Ревком Армении.

Одновременно с организацией центрального аппарата шло строительство местных органов власти. По всей Армении были образованы уездные, городские, окружные и участковые ревкомы, непосредственное руководство которыми осуществляли коммунистические организации. Для защиты республики от врагов была создана Красная Армия Советской Армении. 6 декабря была учреждена Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией.

Конец иностранной военной интервенции и гражданской войны в СССР. Ликвидация последних очагов контрреволюции. Иллюстрация № 88

Поезд с продовольствием и нефтью, присланный 11-й армией в подарок трудящимся Армении. 1920 г. (Фото.)

Советская власть отменила действовавшие в Армении царские законы, законы Временного правительства, Закавказского комиссариата, сейма и дашнакского правительства и ввела новые законы. Одним из первых декретов Ревкома Армении явился закон об отмене всех актов дашнакского правительства, направленных на угнетение мусульманского населения. Ревком распустил все националистические организации и создал при Народном комиссариате внутренних дел республики отдел по делам национальных меньшинств. В декабре Ревком издал декрет, который устанавливал, что в пределах республики государственным языком признается армянский, а в азербайджанских местностях, наряду с армянским, — также и азербайджанский.

В первые же дни существования Советской власти в Армении были национализированы железные дороги, земля, банки, внешняя торговля и ряд промышленных предприятий.

Но армянскому народу суждено было пережить еще немало трудностей, прежде чем он окончательно смог перейти к нормальному мирному строительству.

Александропольский уезд, в том числе и город Александрополь, до весны 1921 года находился в руках кемалистов. В Зангезуре сидели дашнаки во главе с полковником Нжде. Часть Лорийского уезда оккупировали грузинские меньшевики.

В стране царили голод и нищета, свирепствовали эпидемии. Советские республики старались оказать возможную помощь голодающим трудящимся Армении. Однако единственная железнодорожная линия, связывавшая в то время Эривань с Баку, проходила через Тифлис, а грузинские меньшевики отказывались пропускать через свою территорию поезда с продовольствием. Шоссейную же дорогу Акстафа — Дилижан невозможно было использовать из-за снежных заносов.

Как и в других Советских республиках, в Армении в это время проводилась политика военного коммунизма.