Литвек - электронная библиотека >> Олег Юрьевич Волошкевич >> Здоровье >> Мифы и рифы современной медицины. В плену иллюзий и страхов >> страница 6
микробов, и человек погибнет моментально. Уберите зелень и кислород – человек погибнет моментально.… Человек – разумный он или бестолковый, неважно – должен дышать, пить, питаться, передвигаться по какой-то тверди. Поневоле напрашивается вывод, что этот мир гораздо добрее к нам, нежели мы к нему.

В целом тема обмена веществ остается одной из самых туманных в медицине, медицине не только клинической, но и гомеопатической. Что там с чем обменивается и куда потом девается – такими категориями практический врач пока не мыслит. Ожирение или резкая худоба – да, здесь заходит речь об обмене, хотя в этом случае уместнее говорить не об обмене веществ, а об ускорении или замедлении энергетических процессов в организме.

Мы уже говорили, что все фрагменты нашей вещественной "мозаики" попадают в организм с пищей. Для конкретной клетки (речь идет о клетках нервной ткани как наиболее уязвимых), получающей все необходимые для жизнедеятельности вещества с током крови, совершенно неважно при этом, много или мало конкретного элемента ей предлагается. Клетке для усвоения необходим баланс, норма. В противном случае клетка будет голодать. При дефиците элемента в крови понятен будет и дефицит этого элемента в клетке. При избытке складывается явно парадоксальная ситуация: усвояемость клеткой избыточных питательных веществ, микроэлементов, витаминов попросту блокируется на уровне клеточной мембраны. Клетка предпочитает голодать, нежели быть отравленной веществом. Ситуация не меняется, даже если концентрация элемента в крови падает: в распоряжении живой системы механизмов, способных снять запредельное торможение с клеточной мембраны, практически нет. Почему практически? Потому что в принципе они есть. Это полноценный сон и голодание. Но многие ли из нас могут похвастать хорошим сном? Или способностью поголодать? Для Гомо современного первое становится недоступной роскошью, а второе – попросту пугает.

Искусственные механизмы (повторяюсь) – это гомеопатия и Чжень-цзю терапия.

Есть еще один механизм, как пропихнуть в голодающую клетку недостающие ей вещества и заставить ее работать на износ, в предельном режиме – механизм с точки зрения нормальной физиологии попросту изуверский. И с него мы начнем "разбор полетов".

Миф третий Болезнь нужно лечить

"Будем лечить пациента или пусть живет?"

Из анекдота.
Совсем свежая трагедия, рассказанная пациенткой: в семье ее знакомых умерла от ветрянки, осложнившейся менингитом, семилетняя девочка.

Я не знал ни этой семьи, ни ребенка. Не знаю, кто и как ее лечил. Знаю одно: лечили неверно, что и спровоцировало осложнение. Течение болезни, тем более имеющей в своем патогенезе кожные сыпи, само по себе никогда не повернет вспять и не кинется с кожи на мягкие мозговые оболочки.

Не хочется бросать камни в коллег, сам был педиатром, сам рекомендовал обрабатывать высыпания на коже при ветрянке краской Кастеллани, фуксином… Лишь спустя пятнадцать лет после окончания института я впервые услышал имя Константина Геринга, выдающегося ученого середины XIX века, и сформулированный им закон. Когда-нибудь (надеюсь увидеть это до очередной реинкарнации) закон Геринга золотыми буквами будет написан на фронтоне всякого учебного заведения, дерзнувшего назвать себя медицинским:

ИСТИННОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ ИДЕТ ИЗНУТРИ НАРУЖУ, СВЕРХУ ВНИЗ, ОТ БОЛЕЕ ВАЖНЫХ ОРГАНОВ К МЕНЕЕ ВАЖНЫМ, ОТ ПОЗДНИХ СИМПТОМОВ – К БОЛЕЕ РАННИМ.

За этими строчками, дорогой мой читатель, опыт поколений и все величие человеческого гения, сумевшего прозреть единую истину в мутных водах многочисленных страданий.

Правило это означает лишь то, что пути болезни, пути канализирования патогенного начала предопределены самой природой.

В начале семидесятых во Владивостокском мединституте погиб студент. История все та же: выдавленный прыщ – менингит. Преподаватель, рассказавший нам этот случай, объяснял его просто: богатая кровеносная сеть лица напрямую сообщается с сосудами мозга, гнойная пульпа прыща таким путем попала в мозг и вызвала менингит… Другими словами – несчастный случай, се ля ви!

И до сих пор мы – и врачи, и пациенты – склонны рассматривать любую болезнь как несчастный случай. Сломала бабушка лодыжку на гололеде, или ее супруг много лет мучается спастическим колитом – неважно, все это несчастные случаи.

С прилагательным "несчастный" согласен, существительное в этой формуле будет уместно другое: закономерность. Болезнь – закономерность. Нет в этом мире случайностей, простите, что повторяюсь. Все, что с нами происходит, имеет глубочайшую подоплеку. И выбор для нас невелик: либо мы и дальше будем закрывать глаза на очевидные истины и полегоньку деградировать и вымирать, либо попытаемся понять, признать закономерности и может быть что-то исправить…

Здоровье и болезнь – единое целое, как опять-таки две стороны одной медали, как феномен и ноумен. Пока здоровье феноменально, болезнь в ноумене. И наоборот.

В парадигму материализма ноуменальный мир не вписывается никак, мы уж говорили об этом. Это – мир возможностей, мир выбора. Каждую секунду своей жизни человек стоит перед выбором: свернуть налево или направо, купить духи или цветы, встать пораньше или поваляться в постели, простить или ударить, понять или обидеться, заболеть или остаться здоровым…

Другими словами, каждый из нас сам тянет нить своего бытия, сам решает, куда ему дальше идти, и какие еще события на эту нить нанизать. Болезнь здесь – не исключение. Если заболел, наткнулся на "несчастный случай", значит, где-то твой выбор был неверен. Не следует в таком контексте рассматривать болезнь как фатальное неизбежное зло. От ложного выбора никто не застрахован, и здесь мне только остается согласиться со словами священника, говорившего в приватной беседе, в общем-то, прописные и такие неординарные истины, что посредством болезни Господь остерегает нас от зла куда большего!

Всякому неверному шагу на жизненном пути предшествует звоночек – знак, который мы не хотим замечать либо не умеем читать. Болезнь – это уже следующий этап как реакция на наше неумение и нежелание.

Врач может вылечить, но человек, не осознавший прошлых ошибок, обречен снова и снова наступать на те же грабли, никакой врач от такого положения дел уже не спасет.

Болезнь закономерна. Все, что с нами происходит – закономерный результат прожитой жизни. И когда это случилось, главное – не паниковать и не суетиться; для начала, может быть, стоит остановиться и задуматься: где я, собственно, был не прав? И только потом определяться