Литвек - электронная библиотека >> Юрий Дмитриевич Дмитриев >> Природа и животные >> Путешествие на всю жизнь >> страница 5
сосчитать невозможно. Но очень редко видел в лесу мертвую птичку или мертвого зверька. Перья видеть приходилось, остатки шкурки тоже. Это следы пиршества какого-нибудь хищника. Но ведь птицы и звери умирают и собственной смертью. Куда же деваются они? Оказывается, их убирают очень добросовестные и трудолюбивые лесные санитары.

Едва появилось мертвое животное, прилетают блестящие зеленые мухи. Это мухи люцилии. Вслед за ними прилетают падальные мухи. Они отложат яички, из яичек появятся личинки, которые будут питаться мясом трупика. А вскоре появятся и главные «санитары» — жуки-могильщики. Они не такие легкомысленные родители, как мухи. Те отложили яички и улетели. Могильщики же не только заботятся о пропитании, но и о безопасности своих будущих детишек. Поэтому жуки упорно трудятся — зарывают мертвых птиц и зверьков в землю. Делают они это так: сначала подлезают под трупик и роют под ним ямку. Постепенно он опускается все глубже и глубже. А когда ямка становится достаточно глубокой, жуки вылезают и зарывают его.

Личинки шестиногих санитаров прожорливые. Они быстро съедят мертвое животное. А остатки доедят сухоеды, кожееды, блестянки: они уничтожат перья и сухожилия.

Кажется, пустяки: мертвая птичка или крот. Но ведь их много. И если не убирать их — лес, и луг, и поле станут страшными местами. К тому же далеко не все звери и птицы умирают от старости — многие животные гибнут от болезней. И тогда эти мертвые животные станут источником заразы, причиной эпидемий. Но этого не происходит и не произойдет, пока есть санитары!

Березовый небоскреб

С каждым днем в лесу появляется все больше и больше насекомых. Еще совсем недавно я радовался, увидев лимонницу, или с любопытством наблюдал за шмелем. Теперь же просто не знаю, на что смотреть — на каждом шагу встречаются бабочки и жуки, стрекозы и муравьи. Это те, которых я вижу. А ведь вижу-то я какую-то маленькую часть из всех насекомых, живущих в лесу или на лугу.

Я подхожу к березе. Она уже не молодая — есть на коре и трещины, и наросты, и грубые темные пятна. В общем-то обыкновенная береза. И в то же время это небоскреб, населенный насекомыми. Ученые подсчитали, что в таком небоскребе примерно 800 тысяч жителей!

Я долго стою около дерева. Смотрю на его ствол. На стволе «движение» довольно оживленное, как на городской улице. Снуют какие-то жучки, прилетают и улетают мухи. Вдруг темное пятно на коре зашевелилось и, обернувшись бабочкой, улетело. Это же траурница! Она сидела неподвижно, сложив крылышки. А низ у ее крыльев — серовато-черный с серебристым легким налетом — точь-в-точь как пятно на коре дерева. Бабочка-траурница прилетела, чтоб погреться на солнышке, попить березового сока. Днем сюда прилетают и другие бабочки. А под вечер на березе можно увидеть многих жуков. И все-таки, если начать считать насекомых на березе, насчитаешь десятка два-три, в лучшем случае — четыре или пять. Но не сотни и не тысячи. А ученые утверждают, что тут их сотни тысяч. Где же они?

Оказывается, всюду. И на коре, и под корой, и в стволе, и в листве, и на ветках, и на корнях. Под корой сосны на одном квадратном метре насчитывается примерно 40 тысяч жуков и их личинок. На одном гектаре травянисто-моховой поверхности земли насчитывается больше ста миллионов насекомых. Иными словами — на одном квадратном километре суши насекомых больше, чем людей на всем земном шаре.

Однако и эти цифры неполные. Ведь речь идет о тех насекомых, которые уже известны людям. А известны еще не все. Ученые знают сейчас около миллиона видов насекомых и считают, что это половина живущих на земном шаре. (Правда, некоторые утверждают, что известна лишь треть, а есть и такие, которые считают, что вообще известна лишь одна десятая всех шестиногих обитателей планеты.)

Но так или иначе на земле живет по крайней мере два миллиона видов насекомых. Видов! А сколько же особей в каждом виде?! (Кто это может сосчитать?)

Насекомые очень и очень плодовиты. Но даже и не очень плодовитые насекомые дают огромное потомство.

Тля «рождает» не более 100 детенышей. (Для насекомых это немного.) Но за лето тля дает 12–18 поколений. И вот если бы потомство только одной тли, которое появляется в течение лета, выживало, то вся земля была бы покрыта сплошным слоем этих насекомых. Если бы потомство одной мухи выстроить в цепочку, то эта цепочка протянулась бы от Земли до Луны. Конечно, практически насекомые никогда не появляются в таких количествах. И все-таки их очень много.

Несколько слов в защиту вредителей

Мы теперь знаем, что многие насекомые не только приносят огромную пользу, но и просто необходимы. Они и опылители растений, они и санитары. Кроме того, некоторые живущие в земле насекомые постоянно обогащают и обновляют плодоносный слой земли, и без них почва давно бы истощилась, перестала бы плодоносить. Но, с другой стороны, армии шестиногих постоянно штурмуют поля и сады, леса и луга, уничтожая при этом чуть ли не четверть всего урожая на земле. Представь себе только: одна четвертая часть человечества, занятая в сельском хозяйстве, работает на насекомых! И это при том, что люди активно борются с насекомыми, применяют все самые новые достижения науки и техники. А ущерб, наносимый шестиногими человеку, не уменьшается!

Многие насекомые или их личинки, а иногда и личинки и взрослые питаются растениями. Другие разрушают дома, третьи повреждают одежду, четвертые питаются… впрочем, трудно перечислить, чем питаются насекомые. Проще перечислить, чем они не питаются. Ведь есть даже такие, которые повреждают свинцовые оболочки кабелей!

Многих насекомых, которых люди называют вредителями, мы с тобой видели. Например, кто не встречал небольших жучков с вытянутой вперед головой? Их множество видов, поэтому жучки бывают и разных размеров и окрашены по-разному. Но у всех у них общий признак — вытянутая (иногда даже очень) голова, как бы переходящая в длинный «нос». Отсюда название — долгоносики, или слоники (вроде бы у них хоботок). Но даже самый крупный из слоников небольшой. Что может сделать, какой вред принести такое насекомое? Действительно, один, два, десять, даже несколько десятков долгоносиков практически не страшны. Но их часто появляется так много, что они способны, например, почти полностью погубить урожай орехов в лесу. И если тебе попадаются червивые орехи — знай, что это «работа» орехового слоника.

Слоники часто специализируются на определенных растениях, поэтому огромный урон свекловичным полям наносят свекловичные долгоносики, садам — яблоневые, в амбарах разбойничают амбарные и так далее.

Другой