Литвек - электронная библиотека >> Михаил Дулепа >> Публицистика >> Плач жадного копираста >> страница 3
коммерческого предприятия, в частности по формированию устойчивого спроса. А так же по ликвидации убыточных направлений — того самого «формата».

«Кому вы вообще нужны, графоманы! Полно литературы, на века хватит!»

Согласен, полно. Я вот уже года три пасусь на фанфиках, кроме них читая разве что пять-семь авторов СИ. Но не нужны вам не значит, что не нужны еще кому-то. Любой текст найдет своего читателя и своего ненавистника. В силу размеров аудитории вторых всегда будет больше.

Собственно, при нынешних объемах русскоязычного читательского спроса надо понравиться ОДНОМУ ПРОЦЕНТУ аудитории, чтобы стать популярным писателем. Десять процентов — это известность уровня все того же Лукьяненко, Дивова и сопоставимых фигур.

Люди читают, еще как читают и постоянно хотят нового. Более-менее приличное на Самиздате или фик-сайтах даже рекламировать не нужно, сразу толпа набегает и просит еще. Хорошие, интересные тексты востребованы очень и очень! В том числе и пиратами — надо же им чем-то публику заманивать?

«Бумага умирает и никому не нужна!»

Ну, вообще-то близко к реальности. Встал, подошел к полке, взял книгу 1994 года — 30.000 тираж. Три штуки 2004 года — десять-двенадцать тысяч. Сейчас стандарт 4-6к, и это у Альфы-Аст-Эксмо, способных продать чуть ли не что угодно. Так что же, в самом деле стали меньше читать? Нет, стали меньше покупать. Пик кописрача пришелся на появление электронных читалок, когда те, кто активно работал, поняли, к чему дело идет. Давеча посчитал — в вагоне метро каждый четвертый в телефон уставился, или в планшет; прошел, подглядывая — у половины разные тексты. Но как вы думаете, сколько из этих электрочитателей платят за скачанное? Спросите их сами, потом расскажете, куда вас пошлют. В самом деле, человек приобрел технику, инет оплатил — так что же, еще и контент платный?!

Но при этом когда вышли «Творцы» и я стал официально «автором с публикацией», то было очень забавно наблюдать за теми, кто узнавал о выходе книги. Это как ты беседуешь с давно знакомым человеком, ничем от тебя не отличающимся, и вдруг оказывается, что у него есть Нобелевка, Оскар и тонна золота в подвале (или замок в Эскенланде, ага). Люди, до уровня знаний и умений которого мне пыхтеть и пыхтеть вдруг начинали восторгаться, хвалить, откровенно завидовать. Я никак не мог понять, как такая малость может настолько менять отношение? Всего пять тысяч тираж, шесть месяцев работы по вечерам и неожиданно совершенно другой статус!

Видимо, дело в том, что бумажная книга это подтверждение того, что ты способен создать продаваемый продукт. Того, что ты можешь быть источником прибыли. Мастером, способным выполнять востребованную работу. Кроме того это подтверждение твоей квалификации.

Совершенно другое отношение между «у меня есть сетевые публикации» и «у меня вышло несколько книг». Совсем другой уровень. Сеть все еще несерьезна, как ни странно, способность создать реальный продукт в реальном мире ценится выше. Даже такой пустячный, как развлекательная книжка.

«Копирасты просто хотят загрести побольше денег!»

Основной заказчик антипиратского срача это крупные медийные и софтверные компании. При миллиардных оборотах даже один процент, потерянный на кражах это серьезно, есть за что бороться. Но тут вступает в дело имиджевый нюанс — у больших компаний нет лица! Они слишком велики и слишком богаты, чтобы им сочувствовали, поэтому в дело вступают мелкие фигуры, напрямую работающие с аудиторией.

«Большие» писатели кушают с другого блюда, с наработанной аудиторией собственных читателей меньше беспокойства, что кто-то там что-то украдет. А вот начинающему автору пираты реально и больно режут доход. Они, то есть я, начинают громко жаловаться на жизнь, пиратская клиентура нервно оправдывается, потом ожесточенно обгавкивает нарушителя их покоя, под шумок проходят кампании по закрытию и ужесточению: крупные киты довольны, да и аудитория выпустила пар, показав этим жадинам (то есть мне), как все на самом деле устроено.

«Ты жалок в своей алчности! Настоящий Писатель не может не писать!»

Любимый довод графоманов-неудачников, лелеющих свою единственную рукопись, годы назад написанную и не принятую ни одним издательством (что есть вернейший признак Серьезной, Настоящей Литературы!)

Вообще-то как раз могут, причем успешно реализовывая талант в другой сфере. Но можно ответить более развернуто:

Писательство, если хочешь заниматься им всерьез, это такая же работа, как и любая другая. Ни хрена это не Божий Дар, точнее не больше, чем написание программы, вытачивание детали, общение с клиентом и так далее. Это просто работа! Есть талант — делаешь ее чуть лучше, нет таланта — берешь упорством. Но любое занятие, не имеющее отдачи, рано или поздно забрасывается. У меня написание одной книги занимает примерно 300 часов. Только написание, то есть непосредственная работа с текстом! Плюс еще столько же на обдумывание вариантов, запись эпизодов, фраз, диалогов. Два-три месяца плотной работы получается, однако! Вы серьезно думаете, что это время лишнее и его нечем занять?

Не затрагивая фигуры уровня Селлинджера, который очень даже был писатель и как раз бросил, присмотримся к современникам — у меня в закладках десятка два тех, кто писал замечательные вещи, но оставил это «несерьезное занятие». Да, «расписавшись» довольно сложно прекратить выражать свои мысли подобным образом, но когда немножко распробуешь сомнительный, хоть и сладостный яд читательского внимания, то «славы» становится мало.

Суть в довольно скромной отдаче от весьма изматывающего занятия. Далеко не все настолько энергичны, чтобы кроме писательства заниматься еще и личным продвижением книг, рекламой, общением с читателями — теми вещами, которые из простого писаки создают привычную фигуру с солидным кредитом доверия. Такому активному человеку проще заработать, ему охотнее заплатят, о нем чаще вспомнят, но, повторю, не всем это доступно. Обычный человек после года труда получив гонорар тысяч в тридцать-сорок (рублей, ага, это к вопросу о бешеных доходах) пожмет плечами и бросит дурную затею, проще это время отдать на повышение квалификации с последующей прибавкой к зарплате. Для реализации «потребности творить» хватит какого-нибудь рассказа раз в полгода или мелких зарисовок в ЖЖ. Тут могло бы помочь издательство, подталкивая, предлагая, требуя, заключая контракты на сериал… впрочем, зачем им возиться? Вы же все равно не хотите платить «жадным посредникам».

За себя скажу так — если бы не те полторы сотни человек, что подписались на «Господина барона» я бы, скорее всего, удалил страницу на СИ. Да,
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Ли Дуглас Брэкетт - Исчезновение венериан - читать в ЛитвекБестселлер - Аллен Карр - Легкий способ бросить пить - читать в ЛитвекБестселлер - Вадим Зеланд - Пространство вариантов - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Васильевна Семенова - Знамение пути - читать в ЛитвекБестселлер - Элизабет Гилберт - Есть, молиться, любить - читать в ЛитвекБестселлер - Андрей Валентинович Жвалевский - Время всегда хорошее - читать в ЛитвекБестселлер - Розамунда Пилчер - В канун Рождества - читать в ЛитвекБестселлер - Олег Вениаминович Дорман - Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана - читать в Литвек