Литвек - электронная библиотека >> Вадим Вольфович Сухачевский >> История: прочее >> Шумеры - свидетели Потопа >> страница 2
например, овец по пальцам на руках и лишь несравнимо позже начинает заниматься астрономией, необходимой для определения года. Вероятно, такой же путь когда-то прошли и предки шумеров, но прошли его несказанно давно, в допотопные времена. А к тому времени, к которому относятся археологические находки, шумерская цивилизация находилась уже на столь высоком уровне развития, что астрономические наблюдения были для них вполне повседневным занятием. Например, им была хорошо известна планета Нептун, которая видна только в довольно мощные телескопы (заново ее сумели открыть только в XVIII столетии). Они знали о звездном годе — времени оборота звезд вокруг центра галактики, составляющем 36 тысяч земных лет. Судя по всему, известно им было и о существовании иных галактик. По мере исследования шумерских текстов обнаруживаются их все более глубокие познания об окружающем космосе. Вот почему в ту пору, когда соседи шумеров только осваивали счет, сами они пользовались космической системой счисления! Со своими познаниями, они поистине должны были казаться соседним народам какими-то космическими пришельцами!

Да в некотором смысле они таковыми и были — пришельцами из допотопного мира, даже по внешнему облику разительно отличавшимися от людей более молодых рас.

В этой связи любопытен один случай. Незадолго до Второй мировой войны английские археологи обнаружили в Месопотамии богатое захоронение. Похоронена там была шумерская жрица, обладавшая, судя по надписям, сказочной красотой. К этому времени в мире уже широко пользовались методом академика Герасимова, позволяющим восстановить по черепу облик человека, и покуда английские последователи Герасимова занимались этим делом, в прессе было широко объявлено, что вскоре посетители Британского музея смогут увидеть представленное там ко всеобщему обозрению скульптурное изваяние шумерской красавицы.

Журналисты, увы, явно поторопились. Ибо ученые, когда закончили работу, пришли в ужас — жрица на поверку оказалась невообразимой уродиной. Разумеется, лишь с современной точки зрения: слишком изменились идеалы за прошедшие с тех пор шесть тысяч лет; не удивительно, что неведомая нам раса шумеров пользовалась совершенно иными, чем наши, представлениями о красоте. Но как быть? Посетители придут в музей, чтобы полюбоваться обещанной в газетах древней красотой. Ученым не хотелось их разочаровывать…

…Когда наконец-таки в Британском музее открылась экспозиция, восхищению публики не было границ. Портрет очаровательной жрицы появился во всех иллюстрированных изданиях. Шумерская красавица была восхитительна, она вполне могла бы конкурировать с нынешними на любом конкурсе красоты! Поражало и то, что черты лица у нее совершенно европейские. В газетах даже стали появляться статьи с наукообразными рассуждениями — дескать, шумеры могли быть предками не кого иного, как британцев, поскольку, по мнению многих, в лице жрицы угадывались именно английские черты…

В этом нет ничего удивительного. Ибо на всеобщее обозрение был выставлен украшенный убранствами шумерской жрицы бюст жены молодого ученого, красавицы-актрисы лондонского театра. А бюст самой жрицы спрятали в подвале музея, подальше от посторонних глаз.

* * *
Судя по всему, уже к IV тысячелетию до н. э., то есть ко времени образования первых городов-государств Месопотамии, возникших после потопа, шумеры, этот чудом уцелевший осколок допотопной цивилизации, были народом чрезвычайно древним и весьма малочисленным. Они доживали свой век в окружении новых, быстро набиравших силу народов семитского происхождения — аккадцев и ассирийцев.

Столь стремительным был взлет и тех, и других трудно себе и вообразить. Даже если бы какой-то народ за какие-нибудь сто лет перешагнул из средневековья в эру космических полетов — пожалуй, это было бы в меньшей степени удивительно. Но все объяснимо. Просто аккадцы и ассирийцы соседствовали с опытными и многомудрыми учителями, шумерами, и именно благодаря этому новые народы Междуречья всего за несколько веков сумели проделать путь, на который требуются десятки тысячелетий — путь от первобытных племен к образованию могучих государств с развитым земледелием, металлургией, величественными городами, с весьма совершенной письменностью, великой литературой и мощной астрономической наукой.

Возможно, шумеры вообще явились учителями всего человечества, расселившегося по земле после потопа. Едва ли случайно некоторое сходство между шумерской клинописью и самыми древними из китайских иероглифов. А уж могущественная древняя цивилизация Египта, пожалуй, вовсе не сложилась бы, не пользуйся она шумерскими познаниями в астрономии. Зажатая между двумя пустынями, Ливийской и Нубийской, песчаная Египетская земля была бы совершенно мертвой, если бы египетские жрецы не умели вычислять время разливов Нила и не сообщали своему народу, когда следует строить плотины, чтобы удержать на нивах плодородный нильский ил. Такие вычисления требовали большой точности, а проводить их можно было лишь по звездам. Вот почему высшие жрецы Египта надолго уезжали учиться к халдеям (то есть к учителям-шумерам) в Вавилон. "На стажировку", если называть это сегодняшним языком.

Молодые народы оказались благодарными учениками, они не забывали о своих великих предшественниках и учителях. Шумеры в Месопотамии были почитаемы, как боги, спустившиеся на землю, а шумерский язык стал в Междуречье священным, языком ученых и жрецов, поэтому памятники шумерской письменности бережно сохранялись в библиотеках Вавилона и через тысячи лет после того, как последние шумеры из-за своей малочисленности вовсе исчезли с лица земли. А богатая литература Вавилона была целиком и полностью основана на шумерской традиции.

Не удивительно! Многие литературные памятники можно снабдить эпитетами "древний", "древнейший", но эпитета столь категорического — "самый древний" — заслуживает лишь один — шумерское сказание о Гильгамеше. Более древних на Земле попросту не существует.

Уже на основе шумерского эпоса аккадцы сложили свой, с тем же заглавным героем, при этом авторство поэмы они приписали некоему персонажу с трудно произносимым, явно шумерским по звучанию именем: Син-леке-унинни, заклинатель, — возможно, именно он-то и донес до аккадцев сведения о событиях невероятно далеких, в том числе о потопе, обрушившемся на Землю когда-то в незапамятные времена. Именно всемирный потоп является главным событием, описанным в поэме. А одним из главных героев поэмы стал мудрец с шумерским также именем Утнапишти, прообраз библейского Ноя, спасшийся от вод
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Андрей Владимирович Курпатов - Главные вопросы жизни. Универсальные правила - читать в ЛитвекБестселлер - Петр Валентинович Талантов - 0,05. Доказательная медицина от магии до поисков бессмертия - читать в ЛитвекБестселлер - Дэвид Бернс (David D Burns) - Терапия настроения. Клинически доказанный способ победить депрессию без таблеток - читать в ЛитвекБестселлер - Олег Юрьевич Тиньков - Бизнес без MBA - читать в ЛитвекБестселлер - Татьяна Владимировна Мужицкая - Теория невероятности - читать в ЛитвекБестселлер - Стефан Анхем - Жертва без лица - читать в ЛитвекБестселлер - Андреас Грубер - Сказка о смерти - читать в ЛитвекБестселлер - Сью Джонсон - Обними меня крепче. 7 диалогов для любви на всю жизнь - читать в Литвек