Литвек - электронная библиотека >> Валерий Вадимович Романович >> Психиатрия и наркология и др. >> Религия и психические болезни >> страница 2
человеческим потребностям? Какие эмоции и чувства формирует она у наших верующих сограждан?

Возьмем познавательную потребность. Наука не предлагает человеку готовых ответов, она побуждает его к самостоятельной умственной работе, к проверке опытом каждого своего утверждения. Прямо противоположного требует религия: не искать истину, не размышлять над явлениями природы и общественного развития, а слепо верить в бога и всеобъемлющую мудрость его, в то, что мир создан богом и создан в высшей степени хорошо. «Во многой мудрости много печали», — предупреждает верующих Библия. В «священном писании» содержится немало предостережении против научного познания мира. Единственным объектом, достойным познания, религия считает только бога, а наилучшим средством его познания признает «откровение свыше», экстаз, «озарение».

Потребность эмоционального контакта религия также вводит в желательные для нее рамки общения верующих друг с другом и с божеством. Причем религиозная потребность верующих в «общении» со сверхъестественными силами есть проявление естественной потребности людей в снятии психического напряжения. Это не что иное, как попытка на религиозной основе преодолеть психический кризис, достигнуть душевного покоя. Жизнь в мире грез становится для верующего столь же необходимой, как и поддержание своего физического благополучия.

Обещая верующему загробную жизнь, религия как бы обязуется возместить ему потерю земной жизни. Эта иллюзия утешает. И, совершая заупокойную молитву, поминая усопших, участвуя в других культовых действиях, человек искренне верит в их эффективность. Он находит в этих обрядах утешение, поскольку они удовлетворяют его потребность в общении с дорогими людьми. Общение извращенное, но воспринимается верующим как реальное.

Помимо иллюзорного общения с богом и духами религиозный культ предполагает общение верующих между собой. Оживлению и усилению религиозных чувств и настроений, которые вытесняют все «земные» чувства и мысли, особенно способствует коллективный характер совершения богослужений и обрядов. Совместные культовые действия являются мощным средством внушения и самовнушения, средством так называемого психологического заражения. Человек, попадающий в обстановку, где другие люди испытывают определенные чувства, помимо своей воли начинает испытывать аналогичные чувства и переживания.

Познание других людей является интеллектуальным процессом, поскольку в общении с окружающими людьми человек черпает опыт. Но в этом процессе принимает участие и такой фактор, как созвучие с эмоциональным состоянием другого человека. Это явление принято называть синтонией. Каждый из нас неоднократно испытывал состояние, определяемое этим словом. Например, в присутствии человека, огорченного или погруженного в глубокую печаль, наше радостное настроение невольно приглушается, а при виде чужой радости и веселья у нас возникают приятные ощущения. Клинические наблюдения показывают, что способность к сопереживанию не зависит от интеллектуального и образовательного уровня. В соответствии с этим психологи условно делят всех людей на «синтоников» (общительных) и «асинтоников» (необщительных). И в повседневной жизни мы часто отличаем холодный ум от «сочувствующего сердца» и испытываем большую склонность к тому, кто просто грустит или радуется вместе с нами.

Церковь давно подметила эту особенность человеческой психики и широко использует ее в своих целях. Богословы разработали немало рекомендаций пастырям о том, как следует чтением евангелия, проповедью, церковным пением, самим ходом богослужения воздействовать па «паству». Среди верующих много одиноких людей, которых удерживает в общине, как правило, потребность в человеческих контактах. Приблизительно одинаковый возраст и образовательный уровень, примерно одинаковый круг интересов и запросов способствуют удовлетворению потребности верующих в общении. Удовлетворенность от их общения друг с другом усиливается и тем, что все они единомышленники в вопросах религии. Возможность «отвести душу» в разговоре с единомышленниками играет важную роль в снятии психического напряжения, и поэтому участие в богослужении или обряде порой служит лишь поводом для общения между людьми.

Человечество прошло долгий путь развития от каменного топора до атомной энергии и космических кораблей, от полудикого скитания по лесам до вершин культуры, от рабского подчинения природе до овладения многими ее «секретами». И всегда общественно-экономические условия отражались в представлениях о смысле жизни. Христианское понимание смысла жизни основано на догмате о грехопадении Адама и Евы и всеобщей греховности человечества. Соответственно и смысл жизни человека религия сводит к замаливанию грехов перед богом. Боязнь греха, стремление «очиститься» от него, противоположные чувства неуверенности и надежды, страха и ощущения безопасности постоянно противостоят друг другу, терзают психику верующего на протяжении всей его жизни. Некоторых верующих эта борьба противоположных чувств приводит к срыву высшей нервной деятельности, к так называемому «неврозу ожидания». Он относится к группе реактивных неврозов, т. е. таких состояний, которые возникают под влиянием хронического воздействия травмирующих психику жизненных ситуаций. Патофизиологической основой этого заболевания считается «борьба конкурирующих очагов» возбуждения в коре головного мозга.

Загадки бессознательного

Страх — важный психологический корень религии, по не единственный. Другой психологический корень религии впервые открыл великий немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах. «Тайна религии есть, в конце концов, лишь тайна сочетания в одном и том же существе сознания с бессознательным, воли с непроизвольным», — писал он в «Лекциях о сущности религии». Фейербах говорил, что «человек с его Я или сознанием» находится на краю бездонной пропасти, которая, однако, есть не что иное, как его бессознательное существо, представляющееся ему чуждым. Значение бессознательного, или, как иногда говорят, неосознанных форм психической деятельности, весьма велико в формировании религиозного мироотношения. «Бездонная пропасть», о которой говорил Фейербах, — это и есть бессознательное (неосознанное) в психике человека, а одна из «тайн» религии есть сочетание в психике человека осознанного и неосознанного.

Взаимоотношения осознанного и неосознанного чрезвычайно сложны. Советский ученый В. Е. Рожнов определяет бессознательное как такую форму психической деятельности, активность