ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Розамунда Пилчер - В канун Рождества - читать в ЛитвекБестселлер - Олег Вениаминович Дорман - Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Перкинс - Исповедь экономического убийцы - читать в ЛитвекБестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Казус Кукоцкого - читать в ЛитвекБестселлер - Наринэ Юрьевна Абгарян - Манюня - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Парр - Вафельное сердце - читать в ЛитвекБестселлер - Элияху Моше Голдратт - Цель-2. Дело не в везении  - читать в ЛитвекБестселлер - Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Александр Тарасович Гребёнкин >> Самиздат, сетевая литература и др. >> Золотая библиотека >> страница 4
советских романов, очень точно и емко показывающих приход новой эпохи и слом старых традиций и обычаев в СССР.


Роман просто замечательно написан, начиная с символических сцен в клозете и в комнате (физическая зарядка Бабичева), заканчивая умопомрачительными сценами, связанными с Анечкой.


В книге есть гениальные находки в области стилистики, отличные метафоры. «Какая ваза стоит на балконе на лакированной подставке. Она напоминает фламинго». Или, вот еще. «Я вернулся к своему столику, неся впереди кружку, как фонарь». Или, вот такая. "Вы прошумели мимо меня, как ветвь, полная цветов и листьев"... Какие замечательные строки!


Директор одного из трестов пищевой промышленности Бабичев подбирает пьяного Кавалерова, валявшегося возле пивной, из которой его вышвырнули после какой-то ссоры.


Теперь Кавалеров поселяется в квартире у Бабичева и начинает жутко завидовать своему спасителю, пытающегося воспитать в нем полезного для общества человека.


Кавалеров мучается от зависти. Оттого. что у Бабичева все получается. Завидует его румяному и сильному телу. Его спеху в обществе...


Бабичев благополучен, полезен, он хочет накормить страну. Кавалеров чувствует, что в новом обществе он, способный и духовно развитый человек, мечтающий о славе и признании, становится совершенно ненужным, так как общество живет другим.


Духовные свершения, тонкие движения души отныне никому не нужны, люди живут конкретным трудом, физическими потребностями.


Кавалеров становится «лишним человеком» советского общества.


Позже Ю. Олеша в сценарии фильма «Строгий юноша» более прозрачно и емко покажет бездуховность советского общества, заботящегося лишь о физическом, телесном совершенствовании. И он предложит новый комплекс ГТО — духовный.


Фильм ляжет на полку. Его покажут только в 1974 году.

Остро ощущая бездуховность нового мира писатель начнет пить. И почти прекратит литературную деятельность.


2015


Гиперболоид химика Толстого

(Алексей Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» 1927)


Один из первых научно-фантастических романов о создании оружия массового поражения, о диктаторе, поставившим весь мир на порог страха. Написан писателем А. Толстым, химиком по образованию.

Периодически перечитывая "Гиперболоид инженера Гарина", не устаешь удивляться мастерству писателя, его умению даже обыденные вещи преподносить интересно, нестандартно, добиваясь перед глазами читателей четкой картины. Его таланту показывать фантастическое достоверно.

И, конечно, умению плести нить сюжета.


События на Крестовском острове, история с лодкой, дачей и двойниками уже заколдовывают читателя. Убитый лежит привязанный к кровати бородкой кверху. Таинственный подвал со следами химических опытов.


Василий Витальевич Шельга входит в эту историю с велосипедом в руках. Не супермен или отличный сыщик. Самый обычный парень тех лет. Но, стилизуя свое произведение под "кинороманы" 20-х годов, под повести в духе "красного пинкертона", Толстой наделяет своего героя неутомимостью, мужеством и отвагой, даже знанием "иностранного языка".


Шельга оказывается не так прост. Его имя и фамилия напоминают политического деятеля Василия Витальевича Шульгина. Что заставило Толстого так написать? Загадка...


Еще один легендарный, поистине незабываемый герой. Сам Петр Петрович Гарин, он же Пьянков-Питкевич. Хитрый лис, авантюрист до мозга костей, не лишенный таланта, демоническая личность. Сама фамилия Гарин напоминает что-то черное, дьявольское.


Похититель идеи Манцева, создатель гиперболоида. Он наиболее интересен в первой части романа. Если сцена на почте с Тыклинским и его побегом не очень удалась автору (есть что-то калейдоскопическое), то встреча Гарина с Шельгой, а далее - Гарин один, в своей комнате - написаны блестяще, их интересно перечитывать.


Еще ряд важных сцен, написанных Толстым просто захватывающе. Это когда Зоя входит в номер Гарина и видит мертвого Виктора Ленуара. Знакомство Гарина с Зоей. И центральная часть этой "фантастической оперы" - сцена в загородном доме, нападение на двух любовников - авантюристов Гарина и Зою. Действие гиперболоида описано волшебно, но и жутковато. Спички немного снижают магию. Но гудение пламени в аппарате, острый его луч, на пути срезающий лампочку на шнуре - все это сделано писателем волнующе и мастерски. Не знаю у современных авторов чего - либо подобного. Недаром Иван Алексеевич Бунин восхищался стилем "Алешки" Толстого...


Очень ещё нравятся эпизоды, связанные с поисками Гарина и его гиперболоида Хлыновым и Вольфом. Здесь много интересных деталей. Видишь перед собою эти горы, веранду кафе, луч, прорезающий темноту ночи.


Великолепный персонаж капитан Янсен. Потомок викингов. Его предка Толстой вспомнит в "Петре Первом". Сцена с Янсеном в мокром костюме, подчеркивающем его мускулистую фигуру, в туфлях на веревочной подошве, когда он легко расправляется с Тыклинским, освобождая Зою - в детстве просто восхищала!


...Смешивая захватывающий коктейль из "красного детектива", авантюрного романа и памфлета, Толстой вдруг добавляет странички как будто из обычного реалистического произведения. Это история с мальчиком Ваней и с Тарашкиным. И описание похода в Сибирь на поиски Манцева. Здесь видно мастерство Толстого - реалиста.


Украшением романа является образ Зои Монроз. Писатель любил создавать образы женщин, побывавших в седле на фронте, обожженных революцией и войной. Это и сама Зоя, и Ольга Зотова, и Катя, и Даша Булавины. Незабываемые женщины Толстого...


Склонен считать, что события на Золотом острове, да и вообще вся часть этой "фильмы" под названием "Гарин-диктатор" - менее удалась автору. Здесь много чисто сатирического, а кинематографичность действия снижает художественность. Эта часть написана наспех.


Но Толстой оказался пророком. Его роман - предупреждение о появлении опасных людей, склонных к диктатуре, стремящихся поставить науку на службу Злу во имя торжества собственных захватнических целей. Торжество таких людей родит знаменитых диктаторов ХХ века. Это не утратило актуальности и до сегодняшнего дня.


2008