Литвек - электронная библиотека >> Виктор Ефимович Каган >> Педагогика и др. >> Половое воспитание девочки в семье >> страница 4
кристалле, в котором лампу не заменишь и проводки не поменяешь местами.

Каждому человеку, к примеру, придет в голову свое объяснение того, почему внимание молодой женщины привлекает мужчина значительно старше ее, по всем статьям уступающий молодым людям. Но вполне возможно, на ее выбор повлияло то, что у нее был пожилой и очень ласковый отец, хотя она и помнит его вроде очень мало.

Слишком много ключей к пониманию поведения и переживании взрослого человека куется именно в этом возрасте, что лишает нас права отделываться близоруко-снисходительным: «Она еще маленькая, она еще не понимает». Не нагнуться к дочери, а встать на цыпочки, дотянуться придется нам, чтобы понять ее и поддержать в головокружительно быстром развитии.

Половые различия и половые роли[4]
Первые половые различия в поведении удается наблюдать в самом начале 2-го года жизни. Войдя в игровую комнату вместе с матерью, девочки менее охотно, чем мальчики, сходят с ее рук, чаще оглядываются на нее и возвращаются к ней; их игры намного спокойнее. В общем, это достаточно убедительные различия, в формировании которых равно участвуют и врожденные программы развития, и сложившийся в отношениях с родителями опыт.

Благодаря некоторым половым отличиям девочки доставляют родителям меньше хлопот, чем мальчики: они менее агрессивны, более податливы воспитательным влияниям, более чувствительны и способны к сопереживанию, однако это не означает, что в воспитании девочек не возникает проблем. Эмоциональность и впечатлительность могут стать почвой для страхов, миролюбивость — обернуться беззащитностью, податливость воспитанию — усвоением не всегда желательных влияний. Когда же дело касается чего-то, что чрезвычайно значимо для девочки, ее поведение может оживить в памяти слова Н. Гоголя: «Есть случаи, где женщина, как ни слаба и бессильна характером в сравнении с мужчиною, вдруг становится не только тверже мужчины, но и всего, что ни есть на свете». Одна из матерей сказала мне: «Знаете, сын в детстве был упрям — не своротишь. Дочка упрямится редко, но если это уж случается, то она оставляет брата далеко позади». Родителям в таких случаях можно посоветовать лишь одно: попытаться уяснить потенциально «горячие точки» в переживаниях и поведении дочери, чтобы опередить и предупредить конфликт своим разрешением, одобрением или предложением. Поскольку речь идет о чем-то очень важном и значимом для девочки, она воспримет это не как уступку из слабости, а как проявление любви и понимания, близости родителей. Доводя дело до противостояния раз, другой и третий, но давая переупрямить себя, родители не просто закрепляют, но и развивают упрямство как способ достижения цели. В крайних случаях девочка начинает просто помыкать тем, кто «побежден» ею. Такой стиль поведения с матерью может распространяться на поведение с другими женщинами и девочками, с отцом — на поведение с другими мужчинами и мальчиками.

Одни врожденные черты могут быть выражены так сильно, что с ними едва ли что-либо поделаешь. Другие более слабы, так что получат ли они подкрепление — зависит от родителей гораздо больше. Отсюда и необходимость хорошо знать неповторимые индивидуальные особенности дочери, чувствовать их душой, с тем чтобы лучше представлять возможности и ограничения в воспитании, не превращая его в изнурительное и травмирующее всех насилие над характером.

Объяснять поведение девочки только врожденными чертами — значит не объяснить ничего, резко сузить возможности воспитания. Как бы много ни значили врожденные предпосылки поведения, ребенок все же учится вести себя так или иначе в соответствии с существующими в культуре нормами маскулинности и фемининности, которые принято называть половыми ролями. Биологические предпосылки маскулинного и фемининного поведения примерно одинаковы у разных народов, но как отличаются принятые у них же нормы мужского и женского поведения! Наблюдая за поведением и играми, например, эстонских и киргизских девочек, можно без особого напряжения представить основные различия в поведении женщин этих народов. Освоение половых ролей, вхождение в полоролевую культуру — сложный и увлекательный процесс.

Примерно в 1,5 года — задолго до появления слова «Я» в лексиконе — девочка знает, что она — девочка. Пока это только название, за которым нет понимания и знания истинных половых различий. В одном из экспериментов детям сначала показывали обнаженные фигурки кукольных мальчиков и девочек, а потом, невзирая на пол, одевали их в штанишки или платьица: двухлетние малыши чаще называли фигурку девочки в штанишках мальчиком, а мальчика в юбочке — девочкой. Но проходи такой эксперимент в России во второй половине прошлого века, когда все дети этого возраста ходили в платьицах, мы вероятнее всего столкнулись бы просто с их неумением ответить на этот вопрос. В европейских культурах игра в куклы — типично «женская»; но в Новой Гвинее у девочек нет ни кукол, ни игр «в младенцев» — с куклами играют мальчики, копируя поведение своих очень нежных отцов[5]. Каковы же пути и механизмы освоения девочкой женской половой роли? Как ей помогает в этом семья в целом, мать и отец в частности?

Кто не замечал, что маленькие девочки подражают своим мамам? Иногда мать при этом испытывает гордость, иногда чувствует себя попавшей впросак. Имитируя поведение матери, девочка осваивает фемининный стиль поведения. Игра? Да, но игра очень серьезная, и границы ее с реальностью нередко размыты. Малышка может не только думать, что когда-нибудь она выйдет замуж за папу, но уже сегодня конкурировать с мамой за обладание его вниманием и любовью. 3. Фрейд назвал это «комплексом Электры». Порой этот результат имитации проявляется «наоборот» — конкуренцией с отцом за близость к матери. Сильный эмоциональный заряд подобных отношений небезразличен и для родителей: одни ощущают в них угрозу собственным взаимоотношениям и объединяются против ребенка, другие занимают позицию однозначного поощрения или порицания. Лучше всего, если родители хорошо чувствуют прочность собственных отношений и им достает доброго юмора в восприятии этих временных особенностей поведения дочери. Как многие другие кризисные периоды развития, имитационный кризис невозможно отменить или запретить — его нужно просто пережить, по возможности помогая ребенку. Насколько мне подсказывает мой опыт, и сам «комплекс Электры» и крайние реакции родителей на него питаются недостатком чувства уверенности в себе. Поэтому все пути упрочения этого чувства и у себя, и у дочери (кроме, разумеется, «разборок», взаимных претензий и
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Anne Dar - Металлический турнир - читать в ЛитвекБестселлер - Ли Куан Ю - Сингапурская история: из «третьего мира» - в «первый» - читать в ЛитвекБестселлер - Серж Винтеркей - Легенда нубятника - читать в ЛитвекБестселлер - Фредрик Бакман - Медвежий угол - читать в ЛитвекБестселлер - Алексей Иванович Кулаков - Цикл "Князь Агренев". Трилогия - читать в ЛитвекБестселлер - Филип Котлер - Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер - читать в ЛитвекБестселлер - Алекс Михаэлидес - Безмолвный пациент - читать в ЛитвекБестселлер - Влада Ольховская - Платонова пещера - читать в Литвек