ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Аллен Карр - Легкий способ бросить пить - читать в ЛитвекБестселлер - Вадим Зеланд - Пространство вариантов - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Васильевна Семенова - Знамение пути - читать в ЛитвекБестселлер - Элизабет Гилберт - Есть, молиться, любить - читать в ЛитвекБестселлер - Андрей Валентинович Жвалевский - Время всегда хорошее - читать в ЛитвекБестселлер - Розамунда Пилчер - В канун Рождества - читать в ЛитвекБестселлер - Олег Вениаминович Дорман - Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Перкинс - Исповедь экономического убийцы - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> (Неизвестный автор) >> Сделай сам и др. >> Народное Творчество 12-91

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ


Народное Творчество 12-91. Иллюстрация № 1
Русская деревня — призывный огонек путнику, ищущему щедрое тепло домашнего очага, обиталище духов-покровителей отеческой земли и грозных богов языческого пантеона, кладезь старинных былин и небылиц, метких примет и поверий, самозабвенных праздников и лирических песен, порожденных единым чувством народа, воспевающего труд, землю и человека на ней. Обо всем этом вы узнаете из новой рубрики «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ», которая в течение года будет знакомить вас с многовековой календарной культурой восточных славян. Ведут рубрику Георгий Васильевич Мароховский (Георгий Мар) — этнограф, автор книг, лауреат Всероссийского конкурса на лучшее произведение печати в области охраны памятников истории и культуры, а также Александр Николаевич Висляев — биолог, автор популярных книг о живой природе.


Народное Творчество 12-91. Иллюстрация № 2

Солнце - на лето, зима - на мороз!

Горя у декабря полная котомка — бери, не жалко, а счастьем силен старик на посуле; одна его сила — морозы. Так характеризуют суровый нрав декабря народные приметы. Декабрь берет и не отдает — вторит старинная пословица. И хоть по астрономическому календарю зима в северном полушарии начинается со дня зимнего солнцестояния — 21—22 декабря, встречали ее в среднерусских деревнях еще загодя, в раннем ноябрьском предзимье, а то и вовсе в конце октября, завершая осенины.

Суровая морозами, сердитая метелями и злая вьюгами — ох, задириста! И все же: «зимушка-зима», «мать-зима», «батюшка-мороз» — подчеркнуто ласково, уважительно говорят в народе об этой действительно сложной для земледельцев поре. Принимали зиму на Руси как самую желанную гостью, всегда с радушием и гостеприимством, ибо пройдет декабрь по дремлющим полям, «хоть и с хмурыми бровями, да с обильными снегами» — жди весной добрых всходов озими, а летом щедрый урожай!

Декабрь — первый месяц зимы, но не всегда он был последним месяцем года. В древней Руси таким месяцем считали февраль, начинался же год с марта; с начала пятнадцатого века завершал год — август, начинал — сентябрь. И лишь с 1700 года декабрь, известный в славянорусской культуре под названием «студен» или просто «зимник», занял то место в ряду двенадцати месяцев года, какое занимает и сегодня.

«Студен», «зимник» в отличие от иных древнеславянских названий месяцев года не требует комментариев, слова говорят сами за себя. «Зимник», «снежник», «снеговик» — все эти названия декабря легко согласуются с фольклором: «В декабре зима стелет белые холсты, а мороз наводит мосты...»

«Смерть» природы зимой согласуется с «воскресением» — возрождением ее весной, летом, что мы в любом случае отметим, знакомясь с зимним фольклором.

Так, например, если зимой было снежно, то весной быстрее взойдут возделанные поля. Если зимой погода стояла сухой и холодной, то в соответствующие дни летом (через шесть лунных месяцев, или примерно 177 дней) будет сухо и жарко. Если зимой снег на полях ложится волнами, «лесенками», то щедрый выдастся урожай хлебов...

В среднерусских деревнях, как и в поселениях русского Нечерноземья вообще, зимний период традиционно делили на три части: первозимье — время от Николы-морозного (6 декабря)[1] до рождества; середину зимы — от рождества до масленицы и зазимье — от масленицы до благовещения (25 марта). Самыми лютыми морозами исстари считались рождественские, а солнечное время зимы приходилось на «масляную неделю» — двадцатые числа февраля.

Природные приметы года, а их только в средней полосе России не счесть, вот так, сразу, не охватить одним взглядом, не запомнить разнообразные счисления. Не под силу это было и древним земледельцам. Необходимы были какие-то памятные зарубки. Так появились в славяно-русской культуре праздники аграрного цикла, зачастую заимствованные из язычества. Получили они свои названия от имен тех или иных святых, признанных на Руси. Перводекабрьские морозы метились днем Варвары (4 декабря) и Саввы (5 декабря). Отсюда в фольклоре и происхождение известной поговорки: «Варвара заварит, а Савва засалит». Иными словами, Варвара придет с зимою, а Савва с морозами... «Сало» на простонародном языке — это плавающие в лужах и в реках тонкие льдинки, действительно напоминающие сальные пятна. Савву в этом пантеоне святых сменял Спиридон-солноворот (12 декабря), прихватывающий мороз «сало», делающий ледяной покров рек более прочным. А коль в день пророка Аггея (16 декабря) выдастся сильный мороз, то стоять ему аж до крещения...

Подобной календарной символикой наделялись не только приметы аграрного цикла, но и народные праздники, земледельческие обряды, семейно-родовые торжества. Например, популярное в русских деревнях колядование начиналось с 14 декабря и длилось вплоть до рождества. Наиболее чтимым семейно-родовым праздником в старину несомненно был рождественский сочельник (24 декабря) — время общения с близкими, встречи гостей, выпечки рождественских «сочней» с творогом, лепешек на льняном масле, блинов. Не зря ведь и поговаривали об этой поре: «Зима за морозы, а мужик за праздники!»

А где праздники, там игры! Те народные игры, что затевает молодежь и сегодня в пору «гулянских недель» декабря, в рождественские праздники или в пору «масляной недели», скорее бы следовало назвать обрядами, ведь включают они в себя элементы древнейших магий и заклинаний, выделяясь в специальные гулянские недели. А начинались гулянские недели послежнивными осенинами в конце августа, по завершении всего цикла сельскохозяйственного года (4 ноября) и в преддверии рождества (14 декабря). Перед участниками этих, чаще коллективных обрядов ставилось обязательное условие: выполнить ту или иную задачу — получить приз. Например, в поселениях восточной Белоруссии это игровой обряд «Волк», в российских деревнях все аналоги игр «Волк и овцы», «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробышки», «Лиса и куры»; в свадебной обрядности театрализованная обрядовая игра «Волк и коза», где кум со стороны жениха — «волк», а кума со стороны невесты — «коза»...

Наиболее популярными играми в поселениях древних славян слыли «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «Свайки», «Взятие городка»[2]. Датируются они шестым-восьмым веками. И уже сами названия этих игр подсказывают нам, в каком окружении доводилось жить нашим древним собратьям: постоянные войны, набеги кочевников отвлекали от мирного земледельческого труда и даже в игровых обрядах заставляли приобретать боевые навыки, «вушлость» — сноровку,