ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Михаил Лабковский - Хочу и буду. 6 правил счастливой жизни или метод Лабковского в действии - читать в ЛитвекБестселлер - Илья Жегулев - Ход царем. Тайная борьба за власть и влияние в современной России. От Ельцина до Путина - читать в ЛитвекБестселлер - Флориан Иллиес - Любовь в эпоху ненависти - читать в ЛитвекБестселлер - Анатолий Иванович Орфёнов - Записки русского тенора. Воспоминания, заметки, письма - читать в ЛитвекБестселлер - Делия Росси - Помощница лорда Хаксли - читать в ЛитвекБестселлер - Юлия Ефимова - Забытая легенда Ольхона - читать в ЛитвекБестселлер - Айзек Азимов - Конец Вечности - читать в ЛитвекБестселлер - Наталья Ринатовна Мамлеева - Факультет драконьих наездниц - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Евгений Михайлович Крепс >> Путешествия и география >> На «Витязе» к островам Тихого океана >> страница 3
водоизмещением 5600 тонн. Сильная машина (семицилиндровый дизель в 3200 сил) позволяет развивать ход в 12–13 узлов. Судно на редкость устойчиво, хорошо держится на волне и позволяет вести работы даже при ветре в 6–7 баллов. Меня поражало, что при настоящем хорошем шторме мы тем не менее получали в кают-компании полный обед и ели суп из тарелок даже без предохранительных решеток на столах. Смоченная водой скатерть — это была вся «новая техника», которая успешно обеспечивала несползание тарелок к краю стола и предохранение колен от горячего супа.

Жилые помещения на корабле очень удобные, рассчитанные на долгое плавание. Число кают увеличено за счет сокращения грузового трюма, и они вмещают экипаж корабля численностью около 70 человек и такое же количество научного персонала. Хотя каюты просторны и имеется вентиляция, они все же не рассчитаны для тропических плаваний. Во внутренних помещениях корабля, в каютах твиндека, в тропиках бывало душно, люди стремились уходить спать на палубу. Встала задача оборудовать корабль установкой для кондиционированного воздуха. Произвел впечатление просторный светлый камбуз (кухня), где все электрифицировано — большая электрическая плита, электрические титаны, электрическая хлебопекарня, ежедневно выпекавшая свежий хлеб, очень вкусный и совершенно покоривший знатных английских гостей на Фиджи. На кухне все сверкает чистотой. Да простят мне читатели эти подробности, невольно привлекшие внимание бывшего морского врача.

Но особенно постарались строители, создавая лаборатории. На судне имеется много лабораторий, оснащенных приборами для производства гидрологических, гидрохимических, метеорологических, геологических, радиометрических и биологических наблюдений. Все это просторные удобные лаборатории, в них проведена морская и пресная, холодная и горячая вода, подается переменный и постоянный ток. «Витязь» представляет целый плавающий научный институт, который не стыдно было показывать ученым в зарубежных портах. Не будет хвастовством сказать, что на сегодняшний день — это, вероятно, лучшее в мире морское исследовательское судно.

Корабль оборудован многочисленными, разной мощности электрическими лебедками для спуска и подъема всевозможных научных приборов, от небольших легких вьюшек для погружения менее громоздких приборов (батометров, планктонных сеток) до мощных, специально сконструированных тяжелых лебедок, предназначенных для траления на океанских глубинах и для постановки на якорь в открытом море.

Траловая 12-тонная лебедка и самая мощная 22-тонная якорная лебедка установлены на палубе — одна ближе к корме, другая на носу. Но барабаны, на которых намотано по 14 километров толстого стального троса (ваера), расположены глубоко внизу, в трюме, так как многотонная тяжесть этого троса, лежащая на палубе, отражалась бы на устойчивости судна. Сам трос имеет переменное сечение: начинается более тонким и постепенно переходит во все более толстый, так как последние его участки должны выдерживать огромный вес вытравленных за борт километров троса.

Экспедиция, следуя своим маршрутом, часть работ производит на ходу судна. Самописцы эхолотов чертят на лентах прихотливые линии, отражающие глубину моря под килем корабля. Большинство же работ требует остановки машины. Несколько часов, иногда сутки или несколько суток корабль стоит на месте, медленно дрейфуя по течению, или становится на якорь. Такие остановки называются станциями. Некоторые работы — траление, драгировка — производятся на тихом ходу корабля.

Для собирания проб воды с разных глубин служат специальные сосуды, так называемые батометры. Их много образцов, но вот уже 40 лет непревзойденными считаются опрокидывающиеся батометры, предложенные великим полярным исследователем и океанографом Фритьофом Нансеном. Целая серия батометров (10–12 штук) крепится к тонкому стальному тросику и спускается в море в открытом виде. Вода свободно проходит через них и промывает их. Всю серию опускают на нужные глубины и выдерживают определенное время чтобы укрепленные на батометрах специальные глубоководные термометры приняли температуру окружающей воды Затем по тросу спускается посыльный груз. Груз ударяет по верхнему батометру, срабатывает нехитрое устройство батометр опрокидывается, герметически запирается, с него срывается зацепленный второй грузик, который скользит дальше по тросу и проделывает то же самое со вторым батометром, и т. д. Всю серию подымают наверх, термометры показывают температуру воды на данном горизонте, а из батометров берут воду для производства химических анализов, изучения содержания кислорода, углекислоты, разных солей и т. п.

Для исследования физических и химических свойств грунта служат специальные тяжелые металлические трубки, иногда снабженные добавочными приспособлениями. Эти трубки с большой скоростью спускаются с корабля, вонзаются в грунт и вырезают из него образец. На палубе из трубки при помощи гидравлического пресса выталкивают колонку грунта, иногда длиной в несколько метров. Детальное исследование такой колонки грунта может рассказать историю океана за сотни тысяч и миллионы лет, так как океанические осадки откладываются крайне медленно. В открытых областях Тихого океана за тысячу лет отлагается примерно один сантиметр осадка.

Для сбора мелких организмов, обитающих в толще воды, — одноклеточных водорослей, мелких рыб, рачков и других животных, их яиц и личинок, так называемого планктона, — служат планктонные и пелагические сетки. Планктон» сетка — это длинный конический мешок, сделанный из мелкого шелкового или капронового сита. Сетку опускают на определенную глубину и затем медленно поднимают чтобы обловить тот или иной горизонт, например с 2000 до 1000 метров. При помощи посыльного груза сетка может быть закрыта и при дальнейшем подъеме больше не будет собирать планктона. Размеры сеток бывают разные. На «Витязе» применялись и громадные пелагические сетки, главным образом для лова глубоководных рыб, с диаметром отверстия в 6–7 метров, так называемые большие конические сетки, или просто БКС.

Для сбора животных, обитающих на дне моря — бентоса, — применяют тралы и реже драги. Трал — это тоже сетяной мешок на тяжелой металлической раме. Рама и сетка очень тяжелые и крепкие, они предназначены для волока по дну среди камней и грунта. На палубу корабля трал поднимает иногда свыше тонны груза — камней, ила и среди них животных. У драг рама еще более тяжелая и снабжена зарывающимся в грунт ножом.

Тралят и драгируют на очень малом ходу судна. Так как машина «Витязя» не позволяла давать