Литвек - электронная библиотека >> Николай Дмитриевич Телешов >> Публицистика >> За Урал >> страница 2
точки…

В рубке пассажиры готовились ужинать. Какой-то генерал читал газету, около него за стаканом чая сидел молодой человек, далее за столом — две дамы и поодаль два татарина. Вероятно, соскучившись молчать, молодой человек обратился к маленькой лохматой собачонке, которая сидела на полу и завистливо глядела ему в рот, когда он пил чай.

— Хочешь сахару? — сказал молодой человек, наклоняясь к болонке.

— Хочу! — послышался пискливый ответь.

Все обернулись.

— Правда, хочешь?

— Ей-Богу, правда!

Общее изумление… Все глядели на собаку и на молодого человека, не понимая, в чем дело.

— Попроси! — продолжал молодой человек.

— Дайте, пожалуйста! — отвечала собака пискля - выв, глухим голосом.

Генерал скомкал газету я расхохотался на всю рубку. Дамы пересмеивались между собою, а татары в изумлении поднялись, и один из них заглянул даже под стол.

Молодой человек оказался чревовещателем - Он ехал куда-то на ярмарку и, от нечего делать, вздумал потешить попутчиков. С ним сейчас же все познакомились, и он долго забавлял пассажиров разными шутками: то ловил в шляпу “нечистую силу”, которая у него просила пощады и тенденциозно пророчествовала, что его за это кто-нибудь угостит ужином, — то разговаривал с собакой или подражал голосу лоцмана. Пророчество нечистой силы однако не сбылось, — и чревовещателю в 11 часов ночи, когда мы прибыли в Пермь, пришлось уходить без ужина.

II. Город Пермь.

Что можно сказать о городе, проведя в нем несколько часов, если даже коренные жители на вопрос — что интересного в Перми, отвечают, что ничего нет.

— А куда следует пойти? На что обратить внимание?

— Некуда… Не знаю… Не на что…

Вот ответы, которые мне приходилось слышать в гостинице, в магазинах, даже в клубе от местных жителей, начиная с торговца и кончая офицером. В наилучшем книжном магазине не нашлось тоже ни путеводителя, ни исторической брошюрки и ни малейших сведений. Немудрено поэтому, что в Перми до прошлого года не было хотя бы маленького музея, какие существуют во многих уральских и сибирских городах. Общественная библиотека, куда вход учащейся молодежи воспрещается, получает от города средства незначительные, достаточные лишь на новые журналы, а новые книги приобретаются на доходы от публики. Невелики, вероятно, эти доходы, если в библиотеке, где из новых писателей лучшим спросом пользуется, как мне сообщали, Чехов, имеются этого автора только “Невинные речи”, а других вещей, составивших Чехову имя, приобрести еще не успели.

Помимо церквей и школ, здесь немало благотворительных учреждений, существует театр, имеются клубы и летние сады, издаются очень тщательно Губернские Ведомости, а недавно положено начало музею, но он так еще мал, всего в две комнаты, что кроме нескольких коллекций, как, например, камней, насекомых, древесных пород, яиц, монет и денежных знаков — почти ничего не имеет.

Пристань в Перми

О происхождении самого названия города было много споров и разногласий. Одни говорили, что Пермь произошла от слова Пармия, то есть гористая страна, другие утверждали, что слово parma означает украину, но более вероятное объяснение можно встретить в изданиях XVIII столетия , где говорится прямо, что имя Пермь осталось от древней северной области Биармии, которая еще до Рюрика имела своих государей.

Первым селением на этом месте была деревня “господ баронов” Строгановых, пожалованная в 1558 году царем Иоанном Грозным; затем по открытии здесь медной руды, построен был медеплавильный завод по повелению Петра I, в 1723 году. Получив название Ягошихинского, завод в царствование Елизаветы был пожалован графу Воронцову, но в виду многих выгод от речного пути до Каспийского моря, в виду возраставшей торговли и населения, в 1781 году завод был переименован и возведен в степень губернского города, а через пять лет в нем уже было основано главное народное училище, “в коем юношество всякого звания обучалось различным знаниям на природном языке”,— а также были назначены три ярмарки.

Такова в кратчайших словах история Перми.

Теперь это город с 35-тысячным населением, с судоходством по Каме в Волге и с железною дорогой через Урал до начала Сибири. Город служит складочным местом для товаров, которыми меняются Азия с среднею Россией, и на здешних пристанях грузится и разгружается товаров на десятки миллионов рублей.

Заговорив о городе, нельзя не упомянуть о заводе сталепушечном, который в значительной степени содействовал и продолжает содействовать благополучию Перми. Он, впрочем, имеет собственный интерес и свою историю, и деятельность его известна далеко за пределами России; но, не будучи специалистом, трудно передать что-либо о таком великане, где занято работою около трех тысяч человек. Завод расположился под самою Пермью, верстах в трех или четырех от города, при речке Мотовилихе, отчего и получил название Мотовилихинского. С одной стороны его проходит русло Камы, а с другой находится станция Уральской железной дороги. Здесь выделывается много всевозможных вещей, начиная с гранат и пушек и кончая паровыми и пароходными машинами: кроме того, в конце восьмидесятых годов введена электрическая отливка по способу Н.Г. Славянова, применяемая для исправления машин и спайки колоколов.

Кто бывал на Урале и не видал заводов, — тот не видал ничего!.. По крайней мере, так говорят сами уральцы, и до некоторой степени они правы, потому что заводы эти поражают своею грандиозностью, и первый из них, который встречается на пути туриста, есть Мотовилихинский.

III. Мотовилиха. — Сталепушечный завод.

Я уже ранее слыхал немало рассказов об этом заводе, слыхал о знаменитом молоте, который весит три тысячи пудов и при работе потрясает не только здания, но и землю на несколько сажен вокруг. Взглянуть на все это, хотя бы и мимоходом, мне представлялось очень заманчивым.

Попросив разрешение на осмотр, я получил немедленно пропуск и провожатого, с которым мы несколько часов ходили по заводу, но, повторяю, без специальной подготовки трудно рассказать о том, что я видел, о всех интересных подробностях, благоустройстве и деятельности этого “царства металла”. Самый завод с его зданиями, разбросанными по громадной площади, и прилегающее к заводу село Мотовилиха с 12-тысячным населением представляют собою почти что город.

Мотовилихинский завод

Сейчас же, едва входишь во двор, стоит на особом постаменте огромная чугунная пушка, отлитая в шестидесятых годах, заряжающаяся с дула круглым ядром. Это единственный экземпляр, оставшийся при заводе в виде памятника - потому что
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Олег Вениаминович Дорман - Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Перкинс - Исповедь экономического убийцы - читать в ЛитвекБестселлер - Людмила Евгеньевна Улицкая - Казус Кукоцкого - читать в ЛитвекБестселлер - Наринэ Юрьевна Абгарян - Манюня - читать в ЛитвекБестселлер - Мария Парр - Вафельное сердце - читать в ЛитвекБестселлер - Юрий Осипович Домбровский - Хранитель древностей - читать в ЛитвекБестселлер - Элияху Моше Голдратт - Цель-2. Дело не в везении  - читать в ЛитвекБестселлер - Дэниел Гоулман - Эмоциональный интеллект - читать в Литвек