Литвек - электронная библиотека >> Владимир Иванович Вернадский >> Биографии и Мемуары >> Вернадский. Дневники 1917-1921. >> страница 119
народа, как и «белые». (Цит. по: Исаков С. Неизвестные письма М. Горького к В. Ленину // Радуга (Таллинн).— 1992.— № 5.— С. 80; см. также: Изв. ЦК КПСС.— 1989.— № 1. C. 239— 241.) Только после заседания Политбюро ЦК РКП (б) – вопрос «о массовых арестах профессоров и ученых» – дела арестованных начали пересматриваться.

Тяжелые материальные условия, голод, холод ставили ученых на край жизни и смерти: «Умирают от тифа, гриппа, воспаления легких, холеры, истощения и от всех десяти казней египетских... Собрания профессорско-преподавательского состава теперь немногим отличаются от поминок по нашим коллегам» (Сорокин П. Дальняя дорога.— М., 1922.— С. 131).

Несмотря на трудности, интенсивная работа продолжалась. «Научная мысль работает с громадным напряжением. — писал С.Ф. Ольденбург Вернадскому,— точно хочет наверстать то, что не делают силы, работающие трудом физическим. Правда, не мало народу погружены в уныние, например, наш милейший Иван [Гревс]. Частью – причиною холод в квартирах и плохое питание и вообще трудности материальной жизни. И надо признать, что для оставшихся (нас немного – в академии налицо 25 человек) очень много работы (часов 12 - 10 каждый день, а иногда и больше) – хорошо, что много работающие бодры, несмотря на трудности жизни; работа удивительное целебное средство» (Документы по истории Академии наук СССР, 1917–1925,— Л., 1986.— С. 123—124).

10

Заметка об этом была опубликована в «Киевлянине» 15 (28) октября 1919 г. Конфликт Киевской городской управы с деникинскими военными властями, вызванный приказом главноначальствующего Киевской областью ген. А. М. Драгомирова об устранении из управы Н. А. Ладыженского, закончился 18 (31) октября коллективной отставкой общественных деятелей в знак протеста против вмешательства военных в дела городского самоуправления.

11

См.: Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. – М., 1914.

12

Некролог Наумовича см.: Протоколи фiзично-математичного вiддiлу. Матерiали до протоколу № 6. – С. 69. Заметка Вернадского «Памяти А. А. Голгофского» появилась в raзeтe «Объединение» 18 (31) октября 1919 г.

13

См.: Channing W. Thoreau: The Poet-Naluralist. With Memorial Verses.— Boston, 1902.

14

См.: Lesswitz K. Gustav Theodor Fechner.— Stuttgart, 1860.

15

Cм.: Maury L. L'ancienne Académie des sciences.— Paris, 1860.

16

Сообщение об этом опубликовала газета «Объединение» 25 октября (7 ноября) 1919 г. со ссылкой на харьковскую «Родину» (ранее сообщалось и о смерти историка С.Ф. Платонова), однако оно не соответствовало действительности. Профессор русской истории Московского университета, член ЦК к.-д. партии А А. Кизеветтер был в очередной раз арестован (ср. в его письме П. Н. Милюкову: «[...] вся Москва была для меня ни чем иным, как тюрьмой, только с несколько более свободным режимом, нежели Бутырки, где мне довелось посидеть несколько раз», – Нов.журн.— 1988.— Кн. 172/173.— С. 464), но не расстрелян. О «методике» арестов писал в своем дневнике другой историк – Ю. В. Готье: «Аресты [...] превосходят всякие вероятия: нахватали во всех кругах. По-видимому, арестованные исчисляются чуть ли не сотнями: брали кадетов, других партийных людей, задели Религиозно-философское общество, теософов, присяжных поверенных, гг. бывших членов Совета—словом, нельзя даже уловить нитей, которыми руководились арестовывавшие, т. е. ВЧК. Общее впечатление все-таки то, что берут заложников. [...] Как производили аресты и засады, можно усмотреть из того, что Кизеветтер с женой … пришли [...] к Петрушевским, и сейчас же (дело было в 6 часов вечера) вслед за их приходом (за ними, вероятно, следили) туда нагрянуло ЧК и арестовало гостей и хозяина. В этот вечер у Петрушевских должны были быть гости; пришел С. Б. Веселовский, с нотами, чтобы играть на рояле, и иностранной валютой в кармане – сцапали и его; потом пришла Р.П. Богословская, также попавшаяся в ловушку; наконец, во 2-м часу ночи М. М. Богословский явился узнать, что сделалось с его женой, и был захвачен засадой. Такие засады были устраиваемы в домах очень многих арестованных. Богословский и Петрушевский, которые не принимали участия в политике (а М. М. даже и не кадет), будут на днях выпущены. Но лицам, более крупным, особенно кадетам, будет выбраться гораздо труднее. Положение таково, что никто не гарантирован от возможности сесть в Бутырки или в один из бесчисленных домов заключения в Москве» (Вопр. истории.— 1992.—№ 4/5.— С. 113—114).

17

Аналитический обзор работ предшественников Вернадского по проблеме количественного постоянства жизни см. в его книге «Живое вещество».

18

Hartmann E. Das Unbewusste vom Standpunkt der Physiologie und des Cendenztheorie.— Berlin, 1872.— 77 S.

Исследования немецкого философа Э. Гартмана многократно издавались в России (см., например: Современная психология,— М., 1902; Истина и заблуждение в дарвинизме.— Спб., 1909: и др.). Идейный предшественник панпсихизма, он признавал основой всего сущего бессознательное духовное начало, образующее абсолютное единство воли и идеи. Ряд его работ посвящен обоснованию этики пессимизма.

19

Имеется в виду сообщение в № 59 «Киевлянина» от 3/16 ноября 1919 г. о заседании совета при главноначальствующем г. Киева ген. А. М. Драгомирове, на котором на расходы «по хранению имущества и завершение неотложных научных работ в порядке ликвидации бывшей Украинской Академии наук» попечителю учебного округа Е.В. Спекторскому выделено 250 000 руб., на попечителя возложено утвердить конкретный план ликвидации Академии.

20

Имеется в виду Прасковья Кирилловна Казакова, в течение многих лет домработница Вернадских и фактически член их семьи.

21

См.: Wallace A. Die Tropenwelt nebst Abhandlungen verwandten. Inhalt nis.— Braunschweig, 1879.

22

Этой проблеме посвящена статья Вернадского «Об организации местной власти», опубликованная 1 (14) и 4 (17) декабря 1919 г. в ростовской газете «Донская речь». На вопрос о том, «возможно ли сейчас ограничиться восстановлением старой администрации русской провинции», ученый отвечал однозначно: «Для новой жизни необходимы новые принципы и новые формы организации управления». Их стержневым звеном он считал «местную автономию» – местную власть, увеличивающую свои исполнительные функции и даже получающую от центральной власти часть законодательных полномочий.

23

С.Ф. Ольденбург был арестован 4 сентября 1919 г. и пробыл на Шпалерной свыше двух недель. «По воспоминаниям современника, у него была в эти дни походка человека, на двадцать лет состарившегося и совершенно разбитого» (цит. по: Минувшее//Ист. Альм.— Париж, 1980.—Вып. 1.—С. 333).

Ольденбург оказался одним из