Литвек - электронная библиотека >> Михаил Павлович Смакотин >> Военная история >> От Дона до Берлина >> страница 2
Космодемьянской — изумительные по силе примеры бесстрашия, любви к Родине и ненависти к немецко-фашистским захватчикам. Эти яркие примеры помогали командирам и политработникам воспитывать мужество и стойкость молодых бойцов.

Так постепенно складывался крепкий, спаянный коллектив рот, батальонов и полков дивизии.

Торжественным днем в дивизии было 29 апреля 1942 года, когда городской комитет партии и городской Совет депутатов трудящихся перед строем всего личного состава под торжественные звуки Государственного гимна вручили дивизии шефское Красное знамя. Коллективы рабочих и служащих предприятий вручили Шефские Красные знамена 557, 563 и 566-му стрелковым полкам и 1035-му артиллерийскому полку.

Выступая на торжественном митинге, молодая работница завода Женя Тушева сказала: «Пусть эти знамена будут символом крепкого единства мужественных защитников нашей Родины и тружеников тыла. Мы будем не покладая рук работать, чтобы обеспечить фронт всем необходимым для победы над фашистскими захватчиками».

5 мая 1942 года в подразделениях частей дивизии был зачитан приказ командира дивизии, в котором говорилось, что 6 мая является днем принятия военной присяги. В этот праздничный день партийные и комсомольские организации, офицеры политического отдела и штаба дивизии, командиры частей и подразделений провели в ротах, батареях и батальонах беседы и митинги, по-священные принятию военной присяги, в которой выражены главнейшие требования, предъявляемые народом, Коммунистической партией и Советским правительством к воинам Советской Армии. Среди личного состава дивизии царило приподнятое праздничное настроение.

К 12 часам на плацу под яркими лучами майского солнца в торжественной обстановке выстроились полки. В центре стол, покрытый кумачом. Взволнованны лица солдат и офицеров, готовых дать священную клятву на верность своему народу и социалистической Отчизне. Четким шагом к столу подходят воины и, став около Знамени, перед строем своих товарищей клянутся быть мужественными, дисциплинированными, честными; защищать свою страну храбро и умело, не щадя крови и самой жизни для достижения полной победы над врагом. В заключение командир дивизии полковник Николай Александрович Никитин поздравил воинов с принятием военной присяги. Затем полки прошли торжественным маршем. В плотных стройных рядах, в четком твердом шаге чувствовалась уверенная сила и отличная строевая выправка.

Этот день навсегда запомнился воинам, вступившим в ряды героической Советской Армии.

Рядовой первой роты Т. А. Щанкин одним из первых поставил свою подпись под текстом военной присяги. Вечером он отправил письмо матери, в котором рассказывал о чувстве большой радости и гордости, которое он пережил в этот памятный день.

«…Принял присягу, — сообщал солдат в письме, — очевидно, скоро на фронт. Верьте — клятву не нарушу!..»

К концу мая дивизия была полностью сформирована и готова вступить в ожесточенную борьбу с врагом.

Вечером 31 мая от командующего войсками Приволжского военного округа прибыл офицер связи и вручил командиру дивизии боевой приказ о передислокации дивизии в город Урюпинск и о включении ее в состав 5-й резервной армии.

Началась подготовка личного состава и техники к погрузке в железнодорожные эшелоны.

2 июня представитель Народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенант А. В. Герасимов от имени Президиума Верховного Совета СССР вручил командованию дивизии боевое Красное знамя. Политотдел дивизии, командиры полков и батальонов, агитаторы частей, партийные и комсомольские организации раъясни- ли всему личному составу, что Знамя — самая дорогая реликвия части. Честь Знамени — это честь всех солдат, сержантов и офицеров, которые сражаются под его сенью, символ их воинской славы и доблести.

Весь личный состав дивизии поклялся с честью пронести боевое Красное знамя сквозь грозы и испытания войны до дня окончательной победы над врагом.

С рассветом 3 июня части дивизии начали грузиться в эшелоны. На перроне железнодорожной станции собрались сотни военных, шефы дивизии — рабочие и служащие заводов, представители городского Совета депутатов трудящихся, родные и близкие воинов, отъезжающих на фронт.

60-летняя старушка, мать солдата-разведчика Ильи Семеновича Шутова, обняла сына и сказала, как бы обращаясь ко всем:

— Береги, сыночек, себя. Зря не подставляй голову под пули. Больше бей фашистов. Жду тебя героем-гвардейцем.

— Не беспокойтесь, мамаша, — ответили солдаты, — не посрамим чести советского оружия, очистим нашу родную землю от фашистских захватчиков.

Под звуки марша, сопровождаемые взволнованными, добрыми напутствиями провожающих, уходили эшелоны дивизии па фронт, навстречу боям и славным победам.

В вагонах полыхают времянки, готовится на ходу солдатский обед. В пятом вагоне читают сводки Совинформбюро: бои идут в районе Изюма, Барвенково… Лица солдат серьезны, на сердце тревога. Далеко, очень далеко зашел враг. На протяжении трех тысяч километров, от моря до моря, двигаются полчища фашистов по советской земле.

В соседнем вагоне партийное бюро 557-го стрелкового полка разбирает заявление рядового Григория Андреевича Волошина о приеме его в партию.

— Хороший боец, отличник, — коротко характеризует солдата командир роты. Волошина принимают в партию. Он горячо благодарит присутствующих коммунистов за оказанное доверие.

Народ посылал на фронт людей высоких чувств и великой силы. За время следования по железной дороге было рассмотрено партийной комиссией политотдела дивизии 56 заявлений о приеме в партию. Рядовой Иван Григорьевич Бак из 566-го стрелкового полка написал в своем заявлении: «Заверяю партийную организацию, что я до последнего дыхания буду драться с фашистами. Прошу принять меня в ваши ряды».

166 человек приняла в свои ряды комсомольская организация.

Станция Урюпинск. Полки спешно разгружаются, тут же строятся и уходят в районы сосредоточения. В городе остаются штаб дивизии и связисты. Остальные подразделения и части расположились в лесу. Два дня устраивались на новом месте: пилили пахучие сосны, строили землянки.

В период с 5 по 14 июня 1942 года части дивизии были полностью доукомплектованы боевой техникой и вооружением.

Оборона Дона

К 14 июня 1942 года 153-я стрелковая дивизия была готова начать боевые действия с врагом.

15 июня 1942 года получен приказ выступить к Дону, навстречу врагу. Скрытно совершив 150-километровый марш, дивизия сосредоточилась в лесу, в 10 км от станицы Казанская. В приказе командующего 5-й резервной армией