Литвек - электронная библиотека >> В. Бирюк >> Научная Фантастика >> Канава >> страница 2
легендарного царя Канлы-Швы. Одному из своих наследников он дал Туркестан и Янгикент, а другому - Талас и Сайрам... между владениями началась кровопролитная борьба. Победителем оказался хан Янгикента, подчинивший себе огузских правителей Таласа и Сайрама, которые стали вассалами сырдарьинских ябгу".


Кайи утратили титул "ябгу" и стали называться "байду".

Как соотносится с этим русское народное выражение бить (или - гонять) байду - не знаю.


Ябгу были союзниками Святослава-Барса: вместе громили хазарский каганат.

Джетысу оставалось в архаическом состоянии "колыбели народа", а деньги, богатства, события... происходили южнее.

Племена консолидировались в раннефеодальное государство. В конце X в. развернулась борьба между правителями Янгикента и знатью кочевых группировок.

У Али-хана, правителя Янгикента, было сорокатысячное войско и сын Шахмелик. Сыночка послали в Хорасан, где он стал заниматься недостойными делами и развратом.

Выведенные из терпения люди решили схватить и убить Шахмелика. Однако тот успел переплыть через Аму-Дарью и бежал во владения своего отца. Али-хан хотел выдать сына на расправу народу, но на совете вожди решили иначе, ибо испугались продолжения народного возмущения.

Не думаю, что и остальные беки лазали по ночам в дома своих соседей и насиловали их жен и дочерей - дело в налогах.

Сырдарьинские ябгу требовали уплаты налогов за пастбища. Арабы называли - "харрадж". Сбор налогов с жителей Янгикента и Дженда иногда производился даже за несколько лет вперёд. Налоги платили также подвластные кочевые огузские племена. Налоговая кампания походила на военную: сборщики имели конные отряды до тысячи человек. В случае отказа от уплаты ябгу посылал карателей.

В сер. XI в. в степи сработал "эффект домино". В начале X в. в Северном Китае образовалось государство Ляо, основанное киданями. Расширение границ их державы привело к цепной реакции миграций.

В 1010 г. кидани напали на уйгур Ганьчжоу в Ганьсу. Затем вторглись в северо-западную часть Джетысу. В 1014 г. большая орда кочевников ворвалась из Чина в пределы страны "хуннов". Правитель Бухары двинулся им навстречу. В кровопролитном бою он одолел врага и захватил его шатры.

Киданей остановили, но сдвинулись сары-кыпчаки: вторглись в середине XI в. в земли огузов и нанесли им жестокое поражение.

Старое тюркоязычное население вытеснялось со своих мест. Тюрки разделились на три большие группировки. Выбор направлений определил жребий: метнули в небо три стрелы. Племена, стрела которых упала на юг, пошли в сторону Верхней Индии. Половцам-куманам выпал жребий двинуться на север, и они достигли царства греков. Третья группа ушла на запад, где смешалась с арабами и приняла ислам.

Кочевые вариации "Царевны-лягушки".

Так - в легендах.

В хрониках Матфея Эдесского под 1050-1051 гг. сообщено о разгроме огузов и печенегов "рыжеволосым" (хардеш) народом, которого до этого разбил народ "отц" (змей). Преследуемые "рыжеволосыми", огузы и печенеги двинулись в пределы Византии. Народ хардеш - из кыпчакских племен Алтая. По китайским источникам рыжие люди с голубыми глазами обитали в стране Кин-Ша (Золотая гора), что соответствует хребтам Алтая между Кизылбашём и Илкеаралом.

Разгромленные кыпчаками в сер. XI в. огузские племена Западного Приаралья и Северного Прикаспия бежали в южно-русские и причерноморские степи.

Так погибла держава сырдарьинских ябгу, подточенная изнутри необузданным сексом и таковыми же, но - налогами.


Махмуд Кашгарский:

"Остались те из мужей, которые хитры и низки, они смотрят в лицо гостю, как будто он вор, и тыкают в глаза гостю-страннику то, чем угостили его, и бьют этим по голове его".


Теснимые с востока кыпчаками, торки-огузы пытались прорваться в пределы Древнерусского государства.


"В этом же (1060) году Изъяслав, Святослав, Всеволод и Всеслав собрали бесчисленное войско и отправились в поход на торков, одни на конях, а другие в ладьях. Торки же, прослышав об этом, в страхе обратились в бегство и так и перемерли в бегах, божьим гневом гонимые - кто от стужи, кто от голода, иные от болезней и от суда божьего".


В следующем году вожди кипчаков сильно возмущались отказом русских князей выдать тех торков, кто присягнул русским. Пройдёт полтора века и монголы будут сходно требовать от русских выдать им кипчаков.

Народ рассеялся.

Одни, вместе с печенегами, сходили в Византию. И погибли там. Другие осели на Роси. Третьи снова пошли за Дунай и получили земли в Македонии. Четвёртые перебрались в Венгрию.

Всех их на Руси называют торками. Некоторые нынче в Киеве.


В XII в. группы огузов, подчинённые кипчакам, живут компактными массами на Урале и в Нижнем Поволжье. Области, прилегающие к "берегам Булгара", называют "землей огузов".

Ал-Гарнати: в середине XII в. сорок племён огузов населяло Саксин.

Богатый город привлекал внимание соседей. Хорезмшах Атсыз ибн Мухаммад (1128-1156) (я про него и про его отношения с Санджаром - уже..) десятилетиями пытался овладеть Саксином. В XII в. идут столкновения Саксина с племенами кыпчаков и йемеков.

Наджиб Хамадани (современник Гарнати):


"Саксин - город, больше него нет города в Туркестане, имеет в окружности 6 фарсахов (ок. 50 км. - авт.) Жителей Саксина беспокоят племена кыпчаков и йемеков. В этой области нет реки, кроме Атила. Обитатели живут в шатрах; все население этого города мусульмане, как я слышал от некоторых купцов".


Информаторы Хамадани несколько упрощают. В городе живут христиане в трёх вариантах, иудеи, шииты нескольких направлений, язычники. Сами огузы сохранили тенгрианство.

Признавшие власть кипчаков, называют "безрукавными" - в знак своего подчинённого положения они, как прежде печенеги в отношении их самих, обрезали рукава халатов.


Третья часть народа стала "туркменами". Так первоначально называли огуза, принявшего ислам.

Ал-Марвази:

"после того как гузы сделались соседями областей ислама, часть их приняла ислам и стала называться туркменами. Между ними и теми гузами, которые не приняли ислама, началась вражда. Число мусульман среда гузов умножилось... Мусульмане взяли верх над неверными, вытеснили их из Хорезма...".


Потомки старшего сына Огуза утратили царский титул, склонились перед сырдарьинскими ябгу. Но не простили. Месть их оказалась страшна - у них был плотник. Который дал потомство. Не "сына", как в Иудее, но правнука.

Плотника звали Керекучи-ходжи, мастер по изготовлению кибиток.

Слово "кереку" встречается уже в древнетюркских рунических текстах в значении деревянной решётки юрты или самой кибитки. В XI в. это название прилагалось к юрте. Мастера, изготовлявшие кибитки, назывались керекучи. "Кереку"
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Джейн Энн Кренц - Разозленные - читать в ЛитвекБестселлер - Михаил Юрьевич Елизаров - Библиотекарь - читать в ЛитвекБестселлер - Владимир Владимирович Познер - Прощание с иллюзиями - читать в Литвек