Литвек - электронная библиотека >> В. Бирюк >> Научная Фантастика >> Канава >> страница 3
в форме "кереке" и "гереге" сохранилось в казахском и туркменском языках. "Кереке" - деревянная решётка юрты, "гереге" - деревянные части кибитки, нагруженные на вьючных животных.


Сына Керекучи-ходжи звали Тугшырмыш. Продолжал бизнес отца, был крайне бедным человеком.

Когда огузские племена восстали против ябгу, то ханский советник обратился к гадальщику Амирану с просьбой предсказать, чем всё кончится. Амиран ответил, что скоро во главе огузских илей станут милосердные и справедливые потомки Тугшырмыша. В ту же ночь Амиран увидел вещий сон, будто из тела Тугшырмыша выросло три ветвистых дерева. Своими зелёными вершинами деревья касались небесного свода. Гадальщик сказал Тугшырмышу, что сновидение предвещает царскую власть его сыновьям. Бедный плотник удивился, но купил барана и устроил благотворительное угощение (садака).

Сыновья Тугшырмыша: Тугаг, Тогрул и Арслан, стали храбрыми охотниками. Огузские эмиры, видя смелость и искусство юношей, назначили их миришкарами - главными ловчими.

Огузы всё меньше кочевали, спрос на кибитки упал и сыновья плотника перешли в госслужбу.

Керекучи-ходжа жил в середине IX в., Тугшырмыш дожил до середины X в.

Возвышение рода началось с Тугага, сына Тугшырмыша, внука Керекучи-ходжи. В "Малик-наме" Сарчык-Тугаг выступает влиятельной и знатной персоной.

"Сарчык" - имя собственное, "Тугаг" (железный лук) - почётное звание.

Рассказывают о стычке Тугага с падишахом, которому он служил.

Ибн Хассул:

"Сарчык, не поладив с царем, ударил его палицей и свалил с лошади. Сюзерен Тугага хотел нанести вред какому-то тюркскому племени. Тугаг воспрепятствовал походу, что явилось причиной рукопашной схватки с царем. Инцидент произошёл на глазах знатных военачальников и сановников, которые вмешались, и "между ними был установлен мир".

Ибн ал-Асир:

"Тугаг предводительствовал огузами, которые подчинялись ему беспрекословно. В решающую минуту схватки с байгу на помощь к Тугагу пришли его слуги и приверженцы. Они сумели отстоять своего патрона и не дали его в руки подручных царя".


После смерти "Железного лука" остался малолетний сын Сельджук. Байду взял мальчика на воспитание, окружил особой заботой. Сельджук подрос и стал одним из любимцев царя. Благодаря уму и большой щедрости сын Тугага завоевал симпатии высших сановников и вельмож.

Дальше есть три версии.

Женская: царица (хатун) была недовольна усилением власти Сельджука, ставшего главным предводителем войска. Хотя какое её дамское дело? При всём уважении к царицам в кочевых племенах.

Карьерная: возвышение Сельджука встревожила высших сановников.

Диверсионно-политическая.

Сразу уточню: ни один средневековый автор об этом не пишет.

Прикинем логику байду: крутой парень. Выращенный в любви и ласке в нашем доме. Но не родственник. Сын упёртого, самовольного, уважаемого народом Тугага. Умён, храбр, неуправляем. Держать такого возле себя опасно, а вот применить с пользой... Пусть он заберётся в задницу "узурпаторам" ябгу и повыдёргивает там перьев.

Тотемы большинства огузских племён - ловчие птицы разных пород.

Официально: Сельджук нарушил этикет на приёме в доме байгу. Завистники обвинили его в намерении захватить царскую власть. Хатун стала подстрекать мужа к убийству Сельджука, тот узнал о готовящейся расправе и бежал "со своим племенем и подданными из земли неверных в страну ислама".


Так началась третья ветвь народа Огуза.

Сельджуки ушли на нижнее течение Сыр-Дарьи. Близ Дженда Сельджук принял ислам.

"Если мы не примем веру и обычаи народа этой страны, то никто не будет к нам благоволить и мы окажемся в меньшинстве и одиночестве".

Абу-л-Фарадж:

"Они (сельджуки) оставались здесь несколько лет, зажили крайне зажиточно и их количество увеличилось".


Дженд - подвластен ябгу, граничит с Хорезмом и Мавераннахром. Население - кочевые и полуоседлые огузские племена. В самом Дженде и других городах нижней Сыр-Дарьи - колонии мусульманских торговцев и ремесленников. Жители пограничных с областью Дженда крепостей Хорезма и Мавераннахра, в основном, газии. Среди этих "борцов за веру" - обращённые в ислам тюрки. Они совершали набеги на языческих огузов, грабили, захватывали пленных и военную добычу.

Обращение в ислам стимулировано и расчётом на поддержку недовольных податной системой ябгу жителей Дженда.

Сельджук начал борьбу с Али-ханом. Начало конфликта - столкновение с налоговиками ябгу. Сельджук отказался от уплаты подати и стал требовать её отмены для мусульманского населения области.

"Борец за счастье всего трудового народа". Или - "казачок засланный".


Сельджук находился в Дженде ещё в 992 г. Продолжал "выдирать перья у царской птицы". Но "пинок" киданей оказался силён: "чёрные ханы" из племени чигилей карлукской конфедерации тоже спустились с гор и в мае 992 г. овладели Бухарой.

То, что начиналось как склока между байду и ябгу, как "пощипать пёрышков", превратилось в народное восстание и ряд иностранных вторжений.

Сельджуки до 1010 г. кочевали в низовьях Сыр-Дарьи. Но ябгу выбили их, и те ушли после кончины Сельджука в середине первой четверти XI в.

Сельджуки той поры состояли из двух группировок. Одну возглавлял Исраил, другую - Муса, Дауд и Мухаммад. Исраил - старший сын Сельджука. Но это ничего не значило: если он выбрал войну с караханами, то его братья пытались договориться. Его поймали обманом, а его люди бежали в Хорасан.


Мхитар Айриванский:

султан Махмуд встретил на своём пути многочисленные шатры тюрок.

"Когда тем же путем он возвращался обратно с великой победой, то (он) взял (с собой) турецкого эмира Апаху, привел его в Хорасан и заключил в оковы. Тогда пришел его народ и обратился сначала к отцу, а потом к его сыновьям, прося возвратить Апаху, но его не возвратили".


Махмуд приказал полностью обезоружить сельджуков.

Вражда между сельджукскими группировкам сохранялась десятилетиями. Спустя много лет Тогрул-бек (внук Сельджука) называл племена, некогда подвластные Исраилу, своими подданными.


"Эти туркмены, - заявлял он в одном из своих писем, - были нашими рабами, слугами, подданными и зависимыми (людьми), выполняя (наши) приказания, и служили у (нашего) порога".


Через полтора века монголы сходно будут называть кыпчаков своими рабами, слугами, пастухами.


Сельджуков Хорасана обязали платить налоги, со скота - вдвое больше обычных.

"Начали, - пишет Ибн ал-Асир, - ходить к ним сборщики, протянулись руки к их имуществу и детям".

Превышение полномочий, насильственное обращение детей в гулямов и наложниц.


Оставшиеся у Сыр-Дарьи сельджуки тоже стали убегать к границам Хорезма. Правитель Хорезма Харун ибн Алтунташ
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Лавр - читать в ЛитвекБестселлер - Келли Макгонигал - Сила воли. Как развить и укрепить - читать в ЛитвекБестселлер - Борис Александрович Алмазов - Атаман Ермак со товарищи - читать в ЛитвекБестселлер - Мичио Каку - Физика невозможного - читать в ЛитвекБестселлер - Джеймс С. А. Кори - Пробуждение Левиафана - читать в ЛитвекБестселлер - Мэрфи Джон Дж - Технический анализ фьючерсных рынков: Теория и практика - читать в ЛитвекБестселлер - Александра Черчень - Счастливый брак по-драконьи. Поймать пламя - читать в ЛитвекБестселлер - Диана Сеттерфилд - Тринадцатая сказка - читать в Литвек