ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Халед Хоссейни - Тысяча сияющих солнц - читать в ЛитвекБестселлер - Марк Мэнсон - Тонкое искусство пофигизма - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Узник - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Металлический турнир - читать в ЛитвекБестселлер - Ли Куан Ю - Сингапурская история: из «третьего мира» - в «первый» - читать в ЛитвекБестселлер - Серж Винтеркей - Легенда нубятника - читать в ЛитвекБестселлер - Фредрик Бакман - Медвежий угол - читать в ЛитвекБестселлер - Филип Котлер - Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Константин Сергеевич Бадигин >> История: прочее >> Покорители студеных морей (Главы 1-14) >> страница 2
окажет вам необходимую помощь, он гарантирует ее особой грамотой.

- Гарантия короля Сигизмунда... Я знаю, что значит эта гарантия. Собор в Констанце, вопреки охранной грамоте ко

1 Медичи - флорентийский род, правивший во Флоренции в XV- XVIII веках с перерывами и бывший в XV веке одним из крупнейших банкирских домов Европы.

2 Двор Ярослава - площадь в Новгороде, где собиралось вече.

3 Речь идет о разгроме немецких рыцарей польско-литовско-русским ополчением в 1410 году.

роля, казнил на костре Яна Гуса. Будем говорить правду: я ему не верю, ваше священство.

Шоневальд опешил. Он удивленно посмотрел на Борецкого:

- Не верите императору, господин? Но, если вмешается папа, тогда вы будете спокойны, я надеюсь?

- Ваше священство, простите меня, - учтиво поклонился послу Борецкий, но, после того как у римской церкви оказались сразу три папы и они наперебой проклинали и отлучали друг друга от церкви, вряд ли вмешательство четвертого папы будет сейчас принято всерьез таким человеком, как король Сигизмунд.

- Тогда, господин, вам останется верить словам московского князя! - зло огрызнулся посол. - Князь вас быстро научит ездить на поклон к татарским вельможам.

Не отвечая послу, Борецкий с хрустом раздавил в руке грецкий орех и стал не торопясь выбирать из обломков кусочки ядра. Он думал: как ему выведать сокровенные цели приезда Шоневальда.

- Ну хорошо, - сказал он наконец. - Положим, я воспользуюсь вашей помощью. Но чем я буду обязан вам, как я смогу отблагодарить папу за его великие заботы?

Посол медлил с ответом. Сейчас каждое слово надо было тщательно обдумать.

- Я имею в виду бескорыстную помощь, господин, но думаю, что папа будет рад, если новгородский владыка признает главой вселенской церкви римского первосвященника.

- О-о!.. О-о!..-вырвалось у боярина. Теперь он понял все. Игра была слишком крупная.

Борецкий не был честолюбив. Он не рвался к власти. Но чувство самозащиты заставило его, крупнейшего землевладельца-феодала, всячески бороться против попытки великого князя усилить свое влияние в Новгороде. Он всей душой ненавидел московского князя, понимая, что если Новгород потеряет независимость, то он, Борецкий, потеряет и свои права и поместья. Боярин жаждал всеми средствами возвеличить Новгород и поставить его над всеми русскими землями. Он не прочь был использовать в этих целях своих западных соседей, однако всегда относился к ним с большой осторожностью, видя в лице католической церкви непримиримого врага.

- Дела церковные меня не касаются, ваше священство, - уклончиво ответил Борецкий,- это забота духовных пастырей. А мне необходимо усилить свое влияние в городе. Для этого хлеб должен прийти к нам с запада; это расположит к ордену голодных людей...

- Но известно ли вам, господин, что московский князь отправил в Новгород своих купцов? Он хочет продать городу хлеб, - перебил Шоневальд.

- О, это не страшно! Кто знает, доедут ли эти купцы в Новгород. Путь от Москвы к нам долгий, а люди... люди смертны. Но, однако, - продолжал боярин, папа должен отменить свой запрет на ввоз в Новгород оружия, железа и лошадей. Все ограничения должны быть отменены. Этим мы выбьем козыри из рук независимых.

- Независимые... - медленно начал посол, - это сильная партия, господин, с ней не так просто бороться; ее поддерживает большая часть новгородского купечества во главе с богатыми иванскими купцами '. Как я понимаю, эта партия хочет добиться независимости Новгорода без помощи Москвы и западных государей... Это заманчиво. Ходят слухи, что сам владыка покровительствует этой идее.

Посол задумался.

Из разговора, который длился уже несколько часов, Шоне-вальд понял, что рассчитывать на многое нельзя.

"Боярин против великого князя, терпимо относится к союзу с орденом, но не будет покровительствовать католической церкви, - перебирал в уме посол. - Надо воспользоваться его враждой к Москве, попытаться разжечь ее еще больше, а за нашу помощь против князя мы сможем навсегда закрыть выход новгородцам в море. В конце концов это обескровит русских, и если, боже избави, великий князь захватит в свои руки Новгород, то будет поздно; на море ему не удастся высунуть и носа".

После бессонной ночи, проведенной в большом напряжении, Шоневальду смертельно захотелось спать; утро давно наступило. Щурясь от солнечных лучей, заполнивших сейчас всю комнату, едва сдерживая зевоту, он вслух сказал:

- Итак... подведем наш итог, господин. Хлеб с низовья, из рук московского царя, не должен попасть в Новгород. Об этом, я вижу, вы уже позаботились. За хлеб, который мы продадим, новгородцы должны благодарить только запад. Это первый шаг к захвату власти, а будет власть в ваших руках, мы снабдим оружием и лошадьми ваше войско, которое, я не сомневаюсь, победоносно пройдет по Руси.

Борецкий хотел было возразить, но в это время вкрадчивый голос произнес:

- Разрешите поздравить вас с добрым утром, господа, и рассказать о здоровье вашей прелестной дочери, боярин Борецкий.

Небольшого роста человек с кругленьким, благообразным лицом и черными с проседью волосами стоял у двери и почтительно кланялся.

- Это мой домашний врач, ваше священство, - сказал

1 Иванские купцы - древнейшее купеческое объединение, возникшее в XII веке при церкви Ивана Предтечи на Опоках в Новгороде ("Иван-ское сто").

Борецкий, заметив подозрительный взгляд Шоневаль-да, - венецианец Миланио. Хороший врач, смею вас заверить!

- Ах, врач Миланио, я совсем забыл... - Шоне-вальд запнулся. - За приятной беседой я совсем забыл про свою болезнь. После очень трудного путешествия в Новгород у меня обострились боли в суставах. И я хотел с вами посоветоваться, дорогой Миланио.

- От ломоты в суставах, господин купец, - ласково улыбаясь, ответил врач, - я знаю хорошее средство. Накопайте навозных червей и наполните ими глиняный сосуд. Этот сосуд с червями облепите со всех сторон хлебным тестом и поставьте в горячую печь вместе с хлебами. Когда хлебы будут готовы, вынимайте ваш горшок. Дайте хорошенько отстояться содержимому и принимайте жидкость по ложке три раза в день.

- Мне ваше лекарство не совсем нравится, - брезгливо поморщился посол. Нет ли другого средства, более, как бы сказать... приятного?

- С удовольствием, господин купец. - Миланио опять поклонился.-Есть еще одно средство, более сильное. Когда боль будет вас особенно мучить, велите подоить корову, тут же плюньте в молоко и дайте выпить собаке. Боль прекратится.

- У кого прекратится боль: у меня или у собаки? - злобно спросил Шоневальд. - Вы шутите, господин Миланио!

- Не шучу... Советую попробовать оба средства, господин купец,- еще раз поклонился венецианец.

- Я прошу вас, господин