Литвек - электронная библиотека >> Вадим Николаевич Собко >> Военная проза и др. >> Избранные произведения в 2-х томах. Том 1 >> страница 2
(1975). Здесь, как и в трилогии «Путь зари», мы знакомимся с событиями первых месяцев войны.

Основные сюжетные коллизии в романе «Почётный легион» развиваются в Бельгии, Франции и других странах, куда попадает один го главных героев романа — советский лейтенант, бывший сталевар Роман Шамрай. Захваченный после тяжёлого ранения в плен, он и в нечеловеческих условиях концлагеря не прекращает борьбы с фашизмом. И помогает ему в этом братская солидарность коммунистов, борцов французского движения Сопротивления, в котором наряду с французами участвовали русские, украинцы, поляки и представители многих других национальностей.

Тему героики рабочего класса в войне продолжил роман «Нагольный кряж», воссоздающий картины беспримерного мужества шахтёров в битве за освобождение Донбасса от гитлеровцев, картины восстановления разрушенных войной шахт.

Образ одного из главных героев «Нагольного кряжа» Константина Барвенко во многом, бесспорно, сродни Роману Шамраю из «Почётного легиона». И прежде всего — мерой подвига, высотой нравственного идеала, которыми оба героя руководствуются как своей совестью и честью.

Живая связь интернациональных традиций, преемственность поколений советских людей предопределяет одну из существенных особенностей поэтики романа — художественное решение ряда образов с точки зрения национального своеобразия.

В конечном итоге, романам «Почётный легион» и «Нагольный кряж» свойственны и некоторые общие черты: динамизм развития сюжетных линий, которые, разветвляясь, неизбежно сходятся как бы в эпицентре главных событий и обстоятельств, где испытываются на мужество, стойкость и непреклонность в достижении цели характеры героев, подчас решаются их судьбы. Вполне естественно, что ни Шамрай, ни Барвенко, ни другие герои-коммунисты никогда не поддавались соблазну как-то уйти от трудностей, переложив ответственность за всё происходящее на других, никогда не шли на сделку со своей совестью, ибо она была для них словно символическим знаменем борьбы.

Тема героизма народа в войне стала одной из главных для Вадима Собко. Она органически связана с борьбой за мир, потому что завоёван он советским народом дорогой ценой.

Уже в первые послевоенные годы советская многонациональная проза вышла на качественно новые рубежи больших тем и проблем эпохи. «Свой долг перед великой советской литературой, — заметил однажды Павло Загребельный, — украинская литература могла бы считать выполненным, даже дав лишь одни «Знаменосцы». Но пришёл к всесоюзному читателю такой самобытный романист, как Михайло Стельмах, вчерашний воин Вадим Собко принёс роман о мире, Натан Рыбак успешно выступил в жанре исторического романа. Всё это происходило, напоминаю, в первые послевоенные годы…»[1]

После окончания войны Вадим Собко некоторое время живёт и работает в Германии, близко знакомится с жизнью немецкого народа. Встречаясь с рабочими, прогрессивными интеллигентами в Берлине, писатель обогащается новыми наблюдениями и впечатлениями, которые затем легли в основу повестей «Далёкий фронт», «Сердце» и романа «Залог мира», ставшего заметной вехой в его творчестве. Все названные произведения посвящены сложным социальным процессам послевоенной Западной Европы, когда решительное влияние на её политическую атмосферу начало оказывать только что родившееся германское государство рабочих и крестьян.

Роман «Залог мира» впервые был напечатан в 1950 году в журнале «Знамя» (второе дополненное издание появилось в 1966 году). Роман, как известно, написан в годы заострения идеологической борьбы на международной арене, когда наиболее реакционные империалистические круги США и других стран под дымовой завесой «миролюбия» начали тайно от народов форсировать подготовку к новой войне, гонку вооружения.

Продиктованный самой жизнью, «Залог мира» снискал его автору широкую известность как мастеру политического романа. Прожектором слова писатель высвечивает сложнейшие противоречия, которые переживала после разгрома гитлеризма Восточная Германия, приступившая к перестройке общества на новых, социалистических началах, И эти процессы, естественно, сопровождались острой классовой борьбой, ибо в стране десятки лет насаждался фашизм, оставивший и после своего разгрома тяжёлые последствия.

Как определил свою цель сам писатель, он стремился «показать прогрессивную роль солдат и офицеров Советской Армии» взявших на свои плечи чрезвычайно сложную задачу — содействовать демократическому развитию ещё недавно фашистской Германии, создавая условия. при которых все по-настоящему демократическое, прогрессивное росло бы неудержимо и бурно. Перед Советской Армией была поставлена задача выиграть ещё одну, на сей раз уже мирную битву».

Итак, в романе «Залог мира» сталкиваются непримиримые политические силы: с одном стороны — представители рабочего класса молодого государства народной демократии, с другой — антинародные элементы, скрытые последыши фашистского режима. Центральный герой романа — советский комендант города Дорнау полковник Чайка — человек большой воли, тонкого склада ума, отличающийся личным мужеством. Возглавляемая им комендатура делает всё возможное для того, чтобы оказать реальную помощь местному населению в налаживании нормальной жизни разрушенного войной города, а крестьянам окрестных деревень — в проведении земельной реформы.

Автор проявляет себя как умелый мастер сюжетостроения: всё в романе на месте, как в новом доме, в котором нет «перекосов» и недоделок. Один из главных приёмов сюжета «Залога мира», как, к слову сказать, и ряда других произведений Вадима Собко, — это контрастность событий, конфликтность.

С достаточной психологической выразительностью выписаны характеры положительных героев. Среди них — образ немецкого коммуниста Макса Дальгова, рабочего авторемонтного завода Лекса Михаэлиса, шахтёра Альфреда Ренике, советского капитана Соколова, активно действующих и утверждающих победу новых, социалистических взаимоотношений.

Другую группу героев составляют представители творческой интеллигенции. Это — артистка Эдит Гартман, писатель Болер, которые, хотя и ненавидели фашизм, не сразу поняли существо происходящих социальных перемен. Романист последовательно показывает, как они под влиянием нового на собственном опыте убеждаются, что их настоящее счастье — в служении социалистическому искусству, своему народу.

Мастерство социального и психологического исследования характеров и обстоятельств наглядно проявилось и в романе «Рана моя Берлин», написанном более чем через
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Ольга Викторовна Примаченко - С тобой я дома. Книга о том, как любить друг друга, оставаясь верными себе - читать в ЛитвекБестселлер - Ольга Викторовна Примаченко - К себе нежно - читать в ЛитвекБестселлер - Энди Вейер - Проект «Аве Мария» - читать в ЛитвекБестселлер - Патрик Кинг - Как контролировать эмоции - читать в ЛитвекБестселлер - Бенгт Янгфельдт - Нобели в России. Как семья шведских изобретателей создала целую промышленную империю - читать в ЛитвекБестселлер - Марк Мэнсон - Will. Чему может научить нас простой парень, ставший самым высокооплачиваемым актером Голливуда - читать в ЛитвекБестселлер - Ханс Русенфельдт - Высшая справедливость - читать в ЛитвекБестселлер - Юрий Осипович Домбровский - Том 2. Обезьяна приходит за своим черепом; Приключения «Обезьяны» - читать в Литвек