Литвек - электронная библиотека >> Борис Николаевич Григорьев >> Биографии и Мемуары и др. >> Бернадот >> страница 3
живой и подвижный нрав Батиста мало располагал к учёбе, его интересовали больше река, лес, горы и обитавшая в них живность, а также игры с друзьями. Два его друга детства — Луи Мари (де) Кан и Жан Пьер Гре — последуют за ним потом в Швецию. С друзьями Жан Батист больше занимался тренировкой тела, нежели тренировкой ума, чем очень расстраивал своих родителей. Образцом поведения для него были люди с оружием, добившиеся почёта и известности не за столом и за чтением книг, а в боях и походах. У всех мальчишек самым почитаемым героем был, конечно, знаменитый король Франции Генрих IV, убитый в 1610 году на улице Парижа.

Некоторые биографы утверждают, что семнадцатилетний Бернадот тайно от всех мечтал о большой власти и влиянии на людей. Скорее всего, это свидетельствовало не о тщеславии, а о непосредственности и наивности его юношеской незрелой натуры. «В характере молодого человека, — пишет шведский биограф Бернадота Антон Блумберг, — всегда было какое-то нордическое, как у викингов, беспокойство и дух авантюризма». Бьющее через край мужество, не отступавшее ни перед какой-либо опасностью, непреодолимая любовь к свободе, сопереживание с униженными и оскорблёнными, благородство по отношению к слабым и побеждённым — всё это, считает Блумберг, черты характера бывших жителей Скандинавии — викингов. Может быть, оно так и есть, не будем спорить, тем более что восторженному почитателю короля Карла XIV Юхана сам Бог велел думать подобным образом. Полагаем, со своей стороны, что справедливо отмеченные шведом выше качества Жана Батиста так же хорошо могли произрасти из его наваррско-гасконской натуры.

Жану Батисту исполнилось 15 лет (1778), когда папа Анри послал его работать юристом-практикантом к мэтру Жану Пьеру Батсаллю (Batsalle), прокуратору суда высшей инстанции при т. н. Наваррском парламенте. Но 31 марта 1780 года отец неожиданно умер9, и материальное положение семьи немедленно и резко ухудшилось. И тогда младший Бернадот решил сменить занятие и стать военным. Отца, который ни за что не хотел видеть сына на этом поприще, уже не было, а мать, которая его очень любила, препятствовать пожеланиям сына либо не захотела, либо не смогла. Многие в городе посчитали такой выбор довольно странным — профессия солдата в тогдашней Франции особой популярностью, как читателю станет ясно из нижеприведенных пояснений, не пользовалась. Но выбирать особенно не приходилось: юриспруденция Титу ни в малой степени не интересовала, нужно было помогать семье, а он изо всех сил рвался из родительского дома на волю, тем более что одновременно с ним в армию завербовался закадычный друг Ж.П. Гре.

2. Начало карьеры

Со смелостью можно всё предпринять, но не всё можно сделать.

Наполеон
Осенним утром 1780 года Бернадот обратился к капитану полка Рояль-ля-Марин по фамилии де Лассю и заявил о своём желании служить в полку волонтёром. Капитан, уроженец Беарна, приехал в По как раз с вербовочным заданием и принял юного волонтёра чуть ли не с распростёртыми объятиями. Полку, несшему службу в колониях и портовых городах, срочно требовалось солдатское пополнение. Он потребовал от Жана Батиста справку с места жительства, но волонтёр обращаться за ней в По не захотел. Возможно, Жан Батист стеснялся общественного мнения городка, жители которого вряд ли бы одобрили, что сын уважаемого и почтенного юриста поступает на службу рядовым в армию короля. Капитан Лассю выручил волонтёра и соответствующую справку достал в мэрии ближайшей коммуны Биллери. 3 сентября 1780 года он был вписан в списки рядовых полка и, получив на руки 100 ливров, отправился служить к месту его дислокации в местечко Коллиур. Друг семьи, месье Клавери, в дорогу новобранцу подарил луидор.

Первый контракт с армией был подписан на 8 лет.

Сохранилось описание внешнего вида молодого рекрута: тёмные волосы, карие глаза, длинный нос, маленький рот и короткий подбородок; рост 178 см, но молодой человек ещё продолжал расти и скоро достиг планки в 185 см. Вопреки своему названию, полк никакого отношения к флоту не имел и принадлежал к пехоте.


Что представляла собой дореволюционная королевская армия?

В 1789 году она состояла из трёх частей: из привилегированной лейб-гвардии, из т. н. шефских полков и обычных линейных полков.

С лейб-гвардией всё более-менее понятно: это элитные части, опора и охрана короля, большим весом в военном потенциале страны обычно не располагающая. А вот 27 шефских полков — 16 пехотных, 2 тяжёлой кавалерии, 5 гусарских и 4 драгунских — уже были грозной силой, и по надёжности они мало в чём уступали гвардейским. Откуда такое название? Дело очень простое: все они были сформированы и содержались на средства богатых и знатных особ, включая иностранцев. Например, полк Рояль Суэдуа содержался на шведские деньги, и его шефом был шведский граф Ферсен, о котором мы ещё поговорим на страницах этой книги. Иногда шефские полки называли полками владения, потому что они фактически были собственностью своих шефов. Командиры этих полков — как правило, в звании полковников — назначались иностранными монархами, но были и такие знатные полковники, которые одновременно были и шефами полка. Полковники сами подбирали и назначали всех офицеров полка, кроме заместителя — последний назначался французским военным министром.

Все линейные полки — это воинские части, находившиеся в ведомстве военного министерства Франции.

Пехота состояла из 79 французских (шефских и линейных) и 23 иностранных (в основном шефских) полков и 12 батальонов лёгкой пехоты. Каждый полк состоял из 2 батальонов, кроме Королевского, в котором батальонов было четыре. В мирное время вся пехота насчитывала примерно 133 000 человек.

Линейная артиллерия насчитывала 7 полков, или 14 батальонов, и 15 сапёрно-минёрных рот, или около 11 000 тысяч человек.

Кавалерии было 26 кирасирских (тяжёлых), 18 драгунских, 12 т. н. chasseurs’a cheval и 6 гусарских полков, всего 206 эскадронов с численным составом 26 000 человек.

Набор в армию осуществлялся в основном путём набора рекрутов. Офицерские должности могли занимать только дворяне. Все звания можно было купить за деньги, поэтому встретить в армии богатого двадцатилетнего полковника-бездельника было так же естественно, как нищего на паперти. Перед революцией 1789 года во французской армии насчитывалось 1171 генералов, среди которых было 10 маршалов и 164 генерал-лейтенанта. В генеральный штаб можно было попасть только по рекомендации.

Армия стоила королевству 90 миллионов франков в год, из которых 46 миллионов шла на выплату жалования офицерам, а 44
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Михаил Юрьевич Елизаров - Библиотекарь - читать в ЛитвекБестселлер - Владимир Владимирович Познер - Прощание с иллюзиями - читать в ЛитвекБестселлер - Дмитрий Сергеевич Лихачев - Воспоминания - читать в ЛитвекБестселлер - Борис Акунин - Аристономия - читать в ЛитвекБестселлер - Бенджамин Грэхем - Разумный инвестор  - читать в ЛитвекБестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Лавр - читать в ЛитвекБестселлер - Келли Макгонигал - Сила воли. Как развить и укрепить - читать в ЛитвекБестселлер - Борис Александрович Алмазов - Атаман Ермак со товарищи - читать в Литвек