Литвек - электронная библиотека >> Архиепископ Иона Черепанов >> Православие и др. >> Житие преподобного Ионы, Киевского чудотворца. >> страница 4
не помышляй, будто Я далеко от тебя, и не допускай этих мыслей, пусть не остынет дух твой, ведь Я всегда с тобою».

И возложил Всеблагой Бог Божественную длань десницы Своей на скверную мою голову и говорит мне, обратив Своё Божественное лицо к лежащему больному отцу Кесарию: «Едва начал, ещё не преуспел, но уже изнемог… Так происходит с некоторыми людьми. Послужи ему в болезни его до конца, ибо ему это будет во спасение». Затем Он обратил Своё Божественное лицо ко мне и говорит: «Дерзай, проводи нас немного».

И вышел Господь со всеми во двор и стал там, где стоит святой образ Всесвятой Владычицы Госпожи Богородицы «Троеручица», стал прямо перед образом и говорит: «Чти ты и все верные, принявшие искупление Моею Кровью, святой образ Пречистой и Всесвятой Матери Моей… Достойно есть и праведно чтить Её, равно как и святой Её образ, потому что чрез Неё миру спасение даровано! Весь мир Ею спасается, и Ею все любящие Бога спасаются и спасутся». И я сказал: «Аминь»…

И выйдя из ворот, Господь Сил стал прямо у святых врат обители и глаголет: «Величают Всесвятую Матерь Света на девятой песни». И ударили в колокол, и било к девятой песни…

И светлое облако подняло вверх Господа Славы. И был великий и неисповедимый Свет от сияния Славы Господней. И я возвратился в келию в страхе и умилении сердца моего…»

Между тем пришло время совершиться предречённому преподобным Серафимом, то есть тому, что отец Иона будет призван совершить священное дело основания новой обители, которая должна будет жить по истинным монашеским правилам, заповеданным святыми отцами.

Пришло время, чтобы ему трижды явилась Божия Матерь и подвигнула его к этому священному служению. Эти небесные явления описаны самим отцом Ионой. Во время чудесных видений отец Иона всегда пребывал в священном делании умной молитвы. Положение его тела при этом полностью соответствовало учению византийских монахов-исихастов, которое он перенял от преподобного Серафима и учеников преподобного Паисия Величковского.

Первое явление Божией Матери

«Это было примерно в мае или июне 1847 или 1848 года, — точно не помню. День был воскресный, то ли праздничный, а какой именно праздник был — не помню, так как я никогда не делал тогда записей, жил спокойно, предавшись во всём воле Божией и святому послушанию, никогда ничего иного не избирая в уме, сердце и душе и ни о чём никогда не помышляя. Был покоен духом, умом, сердцем и совестью перед Богом и святой обителью.

У меня даже мысли никогда не было о переходе в другую какую-либо святую обитель, потому что я знал и чувствовал свою неспособность и невежество. Одно всегда было у меня на сердце, уме и душе: как бы послужить Господу, благоугодить Ему и всего себя ему сохранить, любить Его неизменно всем сердцем, всею душою и всеми чувствами, всегда пребывать в истинной любви к Нему, желая всегда во всём быть Ему угодным…

И вот однажды, после трапезы, я пришёл в свою келию, совершил по обычаю святые благодарственные молитвы ко Господу Богу, Матери Божией и всем святым с поклонами, как мне было указано от старца, снял с себя монашескую одежду, сложил её, потом скинул с ног башмаки и остался в одних холщовых чулках. Дверь келии была закрыта на крючок. Я сел в средней келии на скамейке, опёршись локтем на стол, стоящий возле края скамейки. Правой рукой опёрся в правый висок. Был я в белом холщовом халате. Ноги поджал под себя и, слегка упёршись в стенку, сидя занялся молитвой Иисусовой, держа чётки в левой руке. И так благодатью Божией продолжал молитву Господню. Пробыл в делании молитвы, может быть, несколько минут или полчаса. Мысль была ровной и тихой, направленной на это делание.

И вот вдруг кто-то за дверью, в сенцах передней келии, творит молитву. Тонкий голос произносит слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Я слышу, но молчу, не отвечаю. Потом второй раз кто-то так же творит молитву, и я опять не отвечаю «Аминь». И вновь тонкий голос творит такую же чистую и пространную молитву, но я опять не отвечаю, потому что голос похож на женский. После этого отворяется дверь передней келии и вновь раздаётся голос, творящий молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас…»

Я с недовольством взглянул на дверь, так как сидел на скамейке прямо напротив её. Однако, посмотрев, ужаснулся и упал на пол со скамейки, совершенно не чувствуя в себе жизни, и был как мёртвый. Ничего не мог увидеть и запомнить, и только когда рука Пришедшей коснулась моей головы и лба, жизнь влилась в меня. И тонкий голос говорит: «Дух в нём есть». И я от того пришёл в себя. Лежа на полу посреди келии, я открыл глаза и увидел страшное и ужасное видение — стоявшую надо мной Всесвятую Владычицу мою Госпожу Богородицу и с Нею ещё кого-то в тени. Сияние света было ужасно велико. И Она говорит ко мне, скверному: «Поднимись и стань на ноги свои. Ибо мы со всеми святыми, которые со Мною, пришли к Тебе возвестить дело святого послушания, чтобы ты принял труд, потрудился в нём и послужил Господу Богу, благоизволившему явить в тебе сокрытую тайну, сущую от века».

И я, окаянный, лежа ниц у пречистых Её ног, как мог дерзать встать? Очень, очень вострепетала душа моя, и как только не исчез дух мой во мне?…

И говорит мне Многомилостивая Владычица: «Дерзай, ободрись и стань на ноги». И взяв меня Своею Божественною рукою, подняла меня. Но я, окаянный и наихудший из всех людей, не смел стать на ноги, стоял на коленях и явственно увидел всех благоизволивших прийти сюда со Владычицею: божественных святых апостолов Петра, Павла, Иакова, Иоанна, Луку, святителя Христова Николая, святого великомученика Георгия Победоносца, святых великомучениц Варвару, Екатерину, святую мученицу Февронию и преподобную мать Евфросинию, игуменью Полоцкую. Все предстояли Владычице Богородице в великом благоговении, смотря на меня, гнусного и окаянного человека.

«Слушай, боголюбивый иноче, и трезвись. Ободрись и открой уши твоего сердца. Всеблагой, Всесильный и Многомилостивый Господь Сил, Господь Бог, Мой Сын, благоизволил явить в тебе Свою милость ко всем любящим Его. Да совершишь волю Его и исполнишь Его Божественное хотение, чтобы явить славу Его в последние дни. И явишь предо всеми Его святое имя, силу, крепость, величество, милость и благоволение к людям, живущим ныне на земле, и потомкам их… Избрал тебя Господь Бог, Сын и Бог Мой, орудием Своего святого дела и благоизволил послать Меня и святых, которых ты видишь предстоящими со Мною, к тебе». И начала Святая Владычица называть их всех по имени.

«Тебе нужно оставить эту святую обитель и прийти на иное место, там ты Ему послужишь и совершишь Его Божественную